Збручский идол вне тумана

С другой стороны, из былины «Василий Буслаев» и словенской песни мы знаем, что небрежное отношение к человеческим останкам (и их частям), встреченными валяющимися на дороге, чревато наказанием человека Высшими Силами (см. об этом работу автора)
Эти факты позволяют в некоторой степени объяснить пугающую многих картину раскопанных археологами языческих святилищ с костями животных и людей. Судите сами: по общей, древней славянской традиции, найденные разрозненные останки человека нельзя бросать, к ним следует относиться уважительно. По канонам христианства не желательно отпевать одну руку или ногу. По языческим представлениям тело при погребении или сожжении так же должно быть целым для последующей полноценной жизни в мире Предков и Богов. Недаром в сказках рассечённый герой оживает не просто после обрызгивания живой водой, но складывания его останков «косточки к косточке». То есть, если, например, человек нашел руку или ногу родича или товарища, их нельзя упокоить с должными почестями обычными способами в рамках как новой, так и старой религий.

Что остается делать порядочному человеку с найденными отдельными частями человеческих тел, так сказать «некомплектом»? Останки незнакомых людей - хотя бы просто закопать. А останки людей знакомых, родных, чье посмертное существование ему не безразлично – нести на капища, раскладывать их пред ликами Предков и Богов с мольбами и жертвами ценных вещей, пищи, растений и животных, в надежде, что Боги примут и пощадят «нецелокупных» покойных.

Интерьер костницы храма Всех Святых, Чехия, Кутна Гора
Интерьер костницы храма Всех Святых, Чехия, Кутна Гора

Таким же образом, но с иной мотивацией поступали и христиане, например, отрубленная голова св. Пантелеймона хранится в монастыре на горе Афон.Вообще в католичестве и православии весьма развит культ мощей, человеческих останков хранящихся не погребенными в храмах, и это не всегда святые.Например, в Чехии интерьер одного из костелов сделан в конце 19 века резчиком по дереву Франтишеком Ринтом из разрозненных скелетов местных жителей.

А ведь уважаемому мастеру была поставлена задача всего лишь навести порядок в костехранилище храма. Так что художественное раскладывание человеческих останков в святом месте присуще не только древним язычникам, но и христианам нового времени, вероятнее всего это архетип человеческого поведения.

Тезис капище может служить кладбищем и наоборот, кладбище есть капище (или любое другое обозначение священного места проведения ритуалов) возникли в глубокой древности балто-славянского единства и дожили до наших дней. Об этом свидетельствуют и языковые данные: в литовском языке kãpas«могила», а kapaῖ «кладбище»((В.Н. Топоров Исследования по этимологии и семантике, том 4, книга 1, М. 2010, С.174)), и находки очевидных захоронений на древних капищах (в том числе и на капищах с берегов Збруча), и тот факт, что могилы до сих пор являются местами проведения разнообразных (не только христианских поминальных) обрядов и магических действий. Например, до сих пор в народе широко распространено поверье о том, что просьбу приснившегося покойника о «передачи» ему какой-либо вещи необходимо выполнить прикопав эту вещь в соответствующее захоронение.

Но вернемся к капищам, усеянным костями: когда мы читаем археологические отсчеты типа: «…недалеко от Волина в Польше, открыта яма, в которой находились два человеческих черепа, кости животных, фрагменты сосудов. Рядом с ямой на кострище среди камней лежал также кусок черепа человека. Жертвенная яма с шестью человеческими черепами открыта в Праге…» ((И.П.Русанова, Б.А.Тимощук, «Языческие святилища древних славян», М. 1993, с. 16-17)), не стоит верить выводам даже самых уважаемых авторов о том, что это следы ритуальных убийств человека, имеются и иные объяснения, разрушающие образ «язычника-дикаря».

Удивительно, но некоторые конкретные комплексы археологических находок могут быть объяснены фольклорными текстами.Вот, например,опять же в Польше, около Плоцка, на горе Тумской "На площадке (рядом с большим кострищем и камнем-алтарем) находились череп ребенка 12-ти лет, кости животных, в том числе коня, сосуд с железным шлаком, обломки посуды и в землю был воткнут меч. Площадка датируется Х в. и судя по находкам, здесь скорее всего совершались обряды, связанные с военным делом. В Плоцке обнаружено ранее свидетельство о человеческих жертвоприношениях. До Х в., до завершающей и наиболее развитой фазы язычества, данных о таких жертвах нет" ((И.П.Русанова, Б.А.Тимощук, «Языческие святилища древних славян», М. 1993, с. 118)).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.