Збручский идол вне тумана

У читателей, знающих воинские обычаи тех времён, может возникнуть вопрос о том, как «на руках» родных мог оказаться целый череп младенца, ведь малым детям головы не секли, с ними вороги расправлялись другими способами, известными из письменных источников (см. напр., «Моление Даниила Заточника»). На этот вопрос находим ответ в группе песен Полесья, украинско-белорусского пограничья, «Няньки у забытого в поле ребёнка», в которых свекровь нагружает невестку множеством работ, и та забывает младенца в поле, бежит за ним, встречает соколов или волков, которых спрашивает о ребёнке, они отвечают, что видели у дитя трёх нянек: Перша нянька у очи заглядайе,/А друга нянька кiшечкi сотайе,/Третья нянька косточкi розноси…((Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1978, №6, С. 229)).

В другом варианте песни говорится конкретно о голове, по которой мать опознает дитя:

«Адин (волк) гаворит: «Давайтя дялить!
Каму ручычку, каму ножычку…
Роднай мамычки – хоть галовычку…
…на прызнанейка…»((Марченко Ю., Петрова Л. «Балладные сюжеты в песенной культуре русско-белорусско-украинского пограничья» в сборнике Русский фольклор ХХVII, Спб. 1993, с. 220-221)).

А. Веницианов «Сенокос»
А. Веницианов «Сенокос»
К. Маковский «Жница»
К. Маковский «Жница»

Да, жанр баллады появился сравнительно недавно, но в данных песнях описывается типическая ситуация, имевшая место на протяжении тысячелетий: свадьбы хлеборобов игрались в самый обильный период года – осенью и через девять месяцев, в апреле – мае рождалась «первая партия» детей, которым к уборочной страде было несколько месяцев. Этот факт нашел отражение не только в фольклоре, но и в живописи: художники 19 века любили писать крестьянок с грудными детьми на жатве и сенокосе. Однако, в отличие от умиротворяющих панорам крестьянской жизни этих полотен, устное народное творчество акцентирует наше внимание на её трагическом аспекте.

Знаменательно, что мать идёт отмаливать растерзанного ребенка не в церковь, а в священный языческий локус - на перекрёсток дорог, а факт гибели ребенка связывается с обработанной нивой, то есть воспринимается как жертва Матери-Сырой Земле:

«- Ох ты, нiва мая, ты паораная,
Ты, дзецiна мая, ты разорванная,
На растонушках да й отмулёвана! ((Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья (по записям 1975 г.)», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1981, №1, с. 230)).

Такую же «языческую реакцию» в шоковом состоянии горя от потери родных и массовой гибели народа мы видим и у православного князя Ингваря Ингоревича, он, хотя и позвал попов, но: … похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных…и собрал рассеченные части тела брата своего…и повелел нести их нести во град Рязань, а честную главу его сам князь…до града понёс и целовал её любезно…((Повесть о разорении Рязани Батыем/Литература Древней Руси, М. 1990, С.188, 190)).

Мать растерзанного ребенка могла собрать и закопать на перекрёстке, под порогом дома или разложить на капище некоторые из этих младенческих «косточек разнесенных», а через столетия, археологи, найдя обглоданные останки неполного скелета в этих местах, поспешат объявить находку человеческим жертвоприношением локопалам, духам дома или «кровавым истуканам» с явными признаками каннибализма. Я полагаю, что в археологические экспедиции давно пора включать судмедэкспертов и аналитиков-криминалистов для более объективной оценки найденных «следов ритуальных убийств».

В такой бытовой, исторической, религиозной и нравственной обстановке функционировали языческие святилища Подолии на реке Збруч или, иначе, Родвоч. Теперь перейдем к загадке установки Идола в русле быстрой реки.

5. Почто поставили в пучине вод кумиров? Свет проливает этнография

"Боже, всьому минулому —
подай твої святі милості!" М. Семенко

Многие славянские идолы были извлечены из вод: …в Днестре у с. Лопушня, в ручье у Пскова, в реке Шескне, в Варте у с. Домбрувка, около Лубова в Польше, у Бамберга в Германии, в море около Альтфризак((И.П.Русанова, Б.А.Тимощук, «Языческие святилища древних славян», М 1993, с.13)).

Река Дрисса, Беларусь
Река Дрисса, Беларусь
Река Дрисса, Беларусь
Река Дрисса, Беларусь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.