Збручский идол вне тумана

Королевством земли Подолии, Галиции и Волыни могли быть названы не ранее конца 12, начала 13 века, когда галицкие князья получили королевский титул. То есть во время функционирования языческих Збручских святилищ территория, на которой они располагались, некоторое время действительно было королевством, соперничавшим с Киевом, а потом захватившим Киевскую Русь.

В былинах королевична-подолянка очевидная язычница, при встрече с Потоком она говорит:

«А есть-то ведь уж веры я не вашия…
А ты вези меня да во Киев-град,
А проведи во веру во крещеную,
А тожно ты возьми-ко меня за себя замуж» ((Былины, М. 1988, №46, «Михайло Потык», с. 327)).

Идолы Поднестровья во дворе музея
Идолы Поднестровья во дворе музея

Заметим, что подавляющее большинство каменных идолов на восточнославянских землях было найдено как раз в Подолии, по Днестру и его притокам. То есть языческая вера подолян длительное время была очевидна для стороннего наблюдателя.

А вот как сторонний наблюдатель 19 века описывал внешность местных жителей: Волосы подоляне имели цвета льна, глаза – голубые((Łukasz Gołębiowski "Lud polski, jego zwyczaje, zabobony" 1830, с. 111)).В 12-13 веках, судя по археологическим находкам с берегов Збруча, подолянки носили оливковые, фиолетовые, зеленые, бирюзовые, желтые, синие, красные стеклянные браслеты и бусы, венцы из металлических бляшек, колты и височные кольца с обратным перегибом и трёхбусинные, лунницы, литые и крученые перстни и наручья, круглые и грушевидные бубенчики, металлические бусы и разнообразные подвески ((Тимощук, Русанова«Языческие святилища древних славян», М. 1993, С. 51-55)).В те времена всё это было магической защитой продолжательниц славянских родов.

Аркадий Васильевич Сорока, Подолянки
Аркадий Васильевич Сорока, Подолянки

Весь Киев против брака Потока, но он околдован подолянкой, очевидно, сияющей украшениями как новогодняя ёлка, увешанной звенящими стеклянными и металлическими оберегами. Несмотря на крещение и церковный брак Марья заставляет Потока дать клятву о совместном захоронении по смерти одного из них, причем здравствующий супруг должен лечь в могилу живым. Так и случается. Марья обмирает (или притворяется), её хоронят с живым Потоком, далее она оживает, и супруги выходят на белый свет. Исследователи объясняют этот эпизод древним обычаем парного захоронения мужа и жены или свадьбой умершей девственницы с подобранным ей живым «супругом» (и наоборот), обычая, дожившего на западе Украины почти до наших дней. На мой взгляд, эти данные несколько «не из той оперы»: в древних парных захоронениях оба супруга были мертвы, а в «свадьбе с покойником» живого«супруга» не хоронят с умершим.

Я.Заседатель, «Украинка с Подолья» 1870г.
Я.Заседатель, «Украинка с Подолья» 1870г.
Владимир Чирков «Подолянка»
Владимир Чирков «Подолянка»

Я думаю, что здесь дело в обычае, который отмечали уславян средневековые восточные писатели: уличенную в прелюбодеянии жену, муж, не принимая извинений, убивал ((Древнерусское государство и его международное значение, М. 1965, с 387-391(). Марья свободна в отношениях и не собирается хранить верность супругу. Когда после свадьбы Поток находит её в чистом поле, лежащей в шатре с любовником, она предлагает супругу лечь с ними третьим. В этой ситуации Поток должен убить жену, но у него есть жуткий опыт погребения живьём, и он прощает жену трижды. То есть клятва о совместном захоронении живого супруга с мертвым - есть хитрость коварной язычницы, её «подстраховка» для любовных похождений от которых она не в силах отказаться в браке, а мнимая смерть – проверка Потока на верность клятве и наглядный ему урок о том, каково ему будет, если Марья погибнет. В конце концов, измученный Поток жестоко убивает жену и кончает собой.

Тему колдуньи-чаровницы с Подолья,«родины» Збручского Идола,поддерживает и украинский фольклор (баллада «Подолянка» с сюжетом «Сестра отравила брата по совету любовника» сварив зелье из змеи), и исторический факт того, что невольница Роксалана, ставшая любимой женой и сподвижницей турецкого султана Сулеймана1 была родом с Подолья, и пристальное внимание мастеров живописи и фотографии 19-20 веков к образам подолянок.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.