Збручский идол вне тумана

Надгробие кладбища села Старые Яриловичи Репкинского района Черниговской области
Надгробие кладбища села Старые Яриловичи Репкинского района Черниговской области (оцените соответствие названия села и формы столба))). Фото из «Полесский этнолтингвистический сборник», М. 1983, с. 63

Далее авторы отмечают, что в древности на этих территориях надгробные памятники были не крестовидной формы, а антропоморфной, и сам обряд, по-видимому, заместил широко распространенный у индоевропейских народов обряд разорения при засухе могилы заложного покойника (опойцу, утопленника) и выбрасывания в воду «неправильного» трупа, «замкнувшего» дождь.

Обряды прекращения дождя предполагают противоположное действие: считается, что если долго идет дождь, то это значит, что в воде находится ненайденный утопленник, его ищут, вытаскивают и погребают. Иногда таким «зловредным» утопленником, при отсутствии человеческих тел, считают кошку, собаку, любое животное найденное мёртвым в воде, которое хоронят в надежде на прекращение дождя или вытаскивают крест, вбитый в дно реки. К сожалению, у нас нет данных о погоде в Медоборах в течение трех дней после того, как Идола вытащили из реки, возможно, они сохранились в каких-либо документах, письмах. Было бы интересно, если бы их нашли местные краеведы, мы бы посмотрели, «сработал» ли этот народный магический способ прекращения дождя в случае с Збручским Идолом.

Католический намогильный столп с копией иконы Матки Боски Ченстоховски, (оригинал создан в Галиции), похожий на древнего идола
Католический намогильный столп с копией иконы Матки Боски Ченстоховски, (оригинал создан в Галиции), похожий на древнего идола, до 19 века в Украине подобные монументы было принято раскрашивать

идол IV века у села ИванковцыВ начале 19 века, давно оставленные язычниками городища-святилища на Збруче (на одном из которых, вероятно, стоял ЗИ) могли восприниматься местным населением как древние кладбища (выше мы отмечали равнозначность капищ и кладбищ), ведь на них крестьяне находили человеческие кости, а Изваяние в целом выглядело как диковинное надгробие.

Точно так же «россонский идол», сделанный с пока не известной целью предположительно в период 1904 – 1989 гг. из дуба, сожженного молнией, мог ассоциироваться у сторонних наблюдателей со старым намогильным памятником, так как части таких памятников - «крестов» в народе имели названия: голова, рамя (плечи), стопа, пень, корень, а ареал их распространения простирался от Сербии до Полесья. Россонский идол, имеющий голову, рамя, стопу, похожий на пень и корень (на самом деле это часть огромной ветки дуба с частью ствола) действительно мог быть современной имитацией идола или намогильного постамента,но и его могли поместить в реку с той же целью, что и Збручский Идол, так как древняя традиция вызывания дождя дожила в этих местах до наших дней.

Выше уже говорилось о том, что Идола из Збруча тянули ИЗ реки тремя парами волов. Несомненно, что и для перемещения его с изначального места нахождения В реку прилагались не меньшие усилия. Интересно и показательно, что точно такие же усилия для исполнения обряда вызывания дождя зафиксированы и в наши дни в Беларуси, где вместо волов в обряде задействован трактор: …три месяцы погода, никакого дождю нема, всё гарь. Пошли люди …креста вуруваць («вырывать») этого висельника. И вурували, вурували, а оны (родные) внизу зробили попэрэчку такую, чтоб не вуцягци не можна…Ходили два дни мушчыны – не вурвали. То послали трактор да вурвали трахтором того креста. Вуцягли и пошоу дож…((«Славянский и балканский фольклор», М. 1978, с. 108)).

Благодатный дождь, картина Т. Ягодкиной «Додолы»
Благодатный дождь, картина Т. Ягодкиной «Додолы»

Недоверчивый читатель может возразить: где Полесье, Болгария и Сербия, а где Понизье с рекой Збруч! На это заметим, что индоиранские племена сербов и хорватов жили в античное время в Северном Причерноморье, оттуда мигрировали на Запад как раз через земли современной Подолии, Галиции, Волыни, где ославянились, сменили язык, основали Великую Хорватию, после развала которой гуннами (?) частично ушли в места своего теперешнего обитания – в Германию (лужицкие сербы, хорваты), на Балканы (Сербия, Хорватия) ((см. «Происхождение и расселение хорватов в раннем средневековье» Жих М.И.)).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.