Збручский идол вне тумана (часть 2)

11.Уточненная датировка и политико-культурная обстановка

Галич,12 век, храм св. Пантелеимона, аналогичный новгородским храмам того же времени
Галич, 12 век, храм св. Пантелеймона, аналогичный новгородским храмам того же времени

Согласно экспертизе Идол был вытесан из готового блока, который некоторое время пребывал в состоянии «полуфабриката», то есть колонны с прямоугольным сечением без изображений, которую начали было шлифовать, но не закончили, после чего на ней были торопливо выбиты ярусы и фигуры: Для изготовления изваяния был взят не свежедобытый камень, а уже подвергавшаяся значительное время воздействию природной влаги правильная четырехгранная колонна со шлифованными сторонами (по крайней мере, в нижней части). Принимая во внимание дельное замечание А. Комара и Н. Хамайко о том, что «Использование…каменных тесанных блоков в «стольном» галицком зодчестве (как и в других регионах Руси) начинается лишь в XII в.», делаем вывод о том, что Идола могли сделать местные или приглашенные мастера в указанное время из заготовки, изначально предназначенной для другого изделия.

Использование готовой каменной «болванки» для столь необычного изваяния говорит о нехватке времени у мастера, о срочном заказе, отсюда и некоторая небрежность отделки по сравнению, например, с тщательно отполированными каменными половецкими бабами. Срочность заказа может возникнуть от разных причин, например, если событие, которое необходимо запечатлеть в камне трудно планировать заранее. Это может быть смерть выдающегося человека, большая военная удача или другое важное событие, коих в период 12-13 веков в данном локусе было немало, но всё же обозримое количество.

Версия о создании ЗИ в период 12-13 веков нас вполне устраивает и потому, что это время так называемого «ренессанса язычества» (термин не очень удачный, так как возрождение бывает после смерти, а язычество в то время хотя и теснилось, но вполне здравствовало), который фиксируется как письменными, так и археологическими источниками (по Рыбакову). В это нестабильное и сложное время в русских княжествах одновременно строились первые каменные христианские храмы и функционировали старые языческие святилища, как например, на Збруче, сторонники язычества вполне могли создать Фигуру, отвечающую веяниям нового времени, Столп, отличный от древних «примитивных истуканов», точно так же, как появилось в 12 веке оригинальное и ни на что не похожее «Слово о полку Игореве…», автор которого с самого начала декларирует его новизну: «…эта песнь по былям нашего времени…», но от которого мы узнали о Велесовых внуках, Трояновых веках, Диве, Тмутороканском идоле, Даждь-Божьем внуке, Карне и Жле, великом Хорсе – древних языческих реалиях в составе этого нового времени.

Расхожее мнение о том, что после крещения княжеской верхушки у восточных славян языческая жизнь теплилась «по украинам» и не могла воспринимать новшества или самостоятельно порождать их, в том числе и в искусстве ваяния, не выдерживает критики. Многочисленные находки на капищах импортных предметов христианского культа и их копий местного изготовления, а также своих оригинальных изделий свидетельствуют о том, что языческая религия и культура свободно перенимали всё то, что считали необходимым и производила свои, только ей присущие реалии.

В духовной жизни такой языческой реалией была древняя традиция клятвоприношений, дожившая до наших дней. Воины клялись своим оружием, знать честью, простолюдины тем, что им было дорого: родней, жизнью, здоровьем, частями тела. До сих пор в быту сохраняются «сниженные» варианты некогда сакральных клятв: «зуб даю», «дам руку на отсеченье», «не сойти мне с этого места», «клянусь мамой», но не «честью», то есть сохраняется память о том, что честью могли клясться только знатные воины, хотя по нынешним понятиям наличие чести может иметь место у любого человека. Всё это реликты языческой культуры, так как для христиан все эти разнообразные до христианские клятвы были запрещены, всё сводилось к целованию креста.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.