Збручский идол вне тумана

На условном фасаде нижнего яруса Збручского Идола изображен коленопреклоненный мужчина (пол определяют усы) с поднятыми руками, выше неё расположен хоровод распоясанных. Похожее сочетание двух ярусов с аналогичными изображениями встречается на рушниках русско-белорусского пограничья.

В начале 20 века, в селе Медведи Красногорского района Смоленской области мастерицы создавали многоярусные композиции, два яруса которых являют собой почти полную аналогию изображениям нижнего и среднего ярусов Збручского Идола. На одном из ярусов рушника мы видим крупное геометрическое изображение как бы «усеченной», очевидно, коленопреклоненной человеческой фигуры (пол с первого взгляда не определяется) с воздетыми вверх руками с чётко обозначенными пальцами, а выше неё ярус с чередой «подсвечников», имеющих признаки человекообразности (макушка, раскинутые в стороны руки).

Авторы книги «Арнаменты Падняпроуя», проанализировав изображения на этом и аналогичных ему рушниках, относят их к классу изделий со сценами обряда «вызывания дождя». Рассматриваемая нами крупная пятипалая фигура трактуется авторами как «ромбовидная, рассеченная косым крестом», что означает распаханное поле, знак земли. Её огромность, и, следовательно, большая значимость, антропоморфность, подчеркнутая пятипалостью, позволяет сделать предположение, о том, что перед нами Мать Сыра Земля, просящая у Неба живительной влаги, о том же молит Небо и предстоящий пред Землей череда берегинь с поднятыми руками.

Похожие изображения с ярусов Збручского Идола не обнаруживают никаких признаков, связанных с молением о дожде. Однако этот факт говорит о том, что обнаруженные нами аналогии изображений на каменных и полотняных ярусах есть не простое совпадение, но общий художественный прием восточнославянского изобразительного искусства.

Дело в том, что народное творчество, как устное, так и изобразительное использует прием«клише», устойчивых блоков, своеобразных формул, конкретное наполнение которых зависит от разных причин (места, времени, окружения и пр.). Например,все красавицы восточнославянского фольклора «белые лебедушки» да «красны девушки», но в контексте мы обнаруживаем, что это девицы с разной внешностью, характерами и судьбой. Или, например, косой крест в изобразительном искусстве может означать солнце, огонь, козла, пожелание преумножения богатства, или наоборот, прекращение, пресечение – всё зависит от изобразительного «контекста».То есть аналогичные изображения на рушниках и Збручском Идоле могут иметь различное значение, но выражены эти значения одинаковыми изобразительными приёмами (ярусность композиции, масштабы,позы и жесты фигур), и это комплексное совпадение доказывает «включенность» в народную культуру славян заказчиков и/или создателя Идола.

Мнение А. Комар и Н. Хамайко о том, что Научный факт рождается только из констатации повторения устойчивого комплекса признаков, а в этом плане Збручскому изваянию не везет даже на отдаленные аналогии - ошибочно. А вывод Вопреки сложившемуся стереотипному представлению, Збручский «идол», несомненно, не восточнославянское язычество в его массовом проявлении - неверен. У Збручского Идола есть пусть «отдаленные», но бесчисленные «аналогии», и сам Идол, несомненно, яркий пример восточнославянского язычества, чьё «массовое проявление» подтверждается не каменными «близнецами» (которых действительно нет), но огромным количеством однотипных изображений языческого характера на восточнославянских рушниках вообще, и конкретно Подолии, а также соседнего с территорией Галицко-Волынского княжества Полесья; и повсеместно распространенными у славян описаниями многоярусных объектов в обрядовом фольклоре.

Замечание А. Комар и Н. Хамайко о том, что Использование же каменных тесанных блоков в «стольном» галицком зодчестве (как и в других регионах Руси) начинается лишь в XII в. доказывает лишь то, что Идола могли сделать в указанное время (и, что характерно, первое письменное упоминание рушников относится как раз к началу 12 века). «Встреча» в 12 веке мастера, задумавшего вытесать из камня «новинку» и традиционных полотняных изделий, вполне могла быть преемственной и плодотворной, тем более что «поле деятельности» были одинаковыми по размерам: параметры сторон Идола примерно 32 Х 2,57 см., а средний рушник имеет размеры 35 Х 2,50 см, не забудем так же и одинаковый красный цвет Збручского Идола и узоров рушников.

10. Крестики и нолики

Рис. 6 из работы Комар и Хамайко, крест на пальце на нижнем фото справа
Рис. 6 из работы Комар и Хамайко, крест на пальце на нижнем фото справа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.