Збручский идол вне тумана

Вполне доверяя научной экспертизе у нас есть основания отвергнуть выводы авторов статьи, в которой они предполагают, что Идола изваяли в начале 19 века по заказу местного романтика и любителя древностей после чего он написал поэму о крахе язычества и в качестве иллюстрации к своему труду отправил Идола в реку, символизируя этим победу христианства, а Идол в водах сам собой встал стоймя под углом к берегу, против течения. Мы, конечно, не отрицаем, что«паны чудили» и поэт из Медоборов мог так поступить, однако, следуя простой логике, поверженный символ язычества вытесанный из известняка, длинный, тонкий и тяжелый должен был валяться в реке, а он стоял, хотя и накренившись.

Соглашаясь с тем, что Идол был поставлен в реку в начале 19 века (от экспертизы не отмахнёшься!), мы понимаем, что изначальное его положение в реке было вертикальным, (устанавливать с наклоном против течения не логично и трудоемко). Очевидно, что наклонило каменный Столп не быстрое течение реки, ведь крен был не параллелен, но перпендикулярен руслу, следовательно, скорее всего, это результат тектоники.

Наблюдения за природными явлениями в те времена были регулярными, мы без труда найдем все землетрясения начала 19 века, которые могли поколебать изваяние в Збруче: 14 октября 1802 года отмечено разрушительное землетрясение, распространившееся на громадное пространство – от Константинополя до Москвы и Петербурга. Особенно пострадала Румыния…((Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы», М. 1988, С. 203)).Румыния, где, по-видимому был эпицентр, граничит с Днестром, чьим притоком является Збруч.

Сильные землетрясения случались и в 1821 (от Киева до Тифлиса), 1827 (в Измаиле, Кишиневе, Одессе), 1829 (в Южной России и Румынии), 1830 (в Кишиневе и Баку), в 1831 (в Кишиневе и Бухаресте),в 1832 (в Кишиневе, Бахчисарае, Тифлисе), 1834 (на юге России и в Румынии), 1838 ( в Юго-Западной России, Валахии, Молдавии, Венгрии, по всему Балканскому полуострову), 1843 (в Кишиневе, Подольской губернии, Бендерах, Одессе) ((Там же, сс. 387, 391, 392, 393, 394, 398, 409)) – все они могли наклонить изваяние.

Предположим, что во время октябрьского землетрясения 1802 года Идол уже стоял в Збруче, все это не противоречит экспертизе, но оставляет совсем мало времени для установки Идола – весь 1801 год и 9 месяцев 1802-го.Мы знаем, что засуха 1848 года обнажила лишь шапку Изваяния, очевидно, что установка Идола в реке происходила тоже во время засухи, более сильной, чем в 1848 году, так как утвердить столп весом в тонну «в слепую» при наличии быстрого течения проблематично.

Вновь обратившись к источникам природных наблюдений, мы действительно находим сведения о чрезвычайной засухе в этот период времени в искомом месте: «Начало XIX столетия ознаменовалось небывалыми засухами и холодными зимами. В 1801 году стояла повсеместная сушь. Бездождие повторилось следующим летом, охватив наряду с юго-западными и южными губерниями Прибалтику и Белоруссию». Страшные засухи случились так же в 1833, 1834, 1840 годах. ((Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы», М. 1988, С. 203 и далее)).

Итак, засухиначала 19 века возможно«облегчили» установку Идола в реке, однако они же, засухи, могли быть непосредственной причиной этой установки.

Речь пойдет об одном из многочисленных славянских народных способов борьбы с засухой, обряде вызывания дождя хорошо известном этнографам, но никем из исследователей до сих пор не связанным с загадкой нахождения Идола в Збруче. Но мы исправим это упущение в полном соответствии с призывом академической науки к комплексному подходу, предполагающему рассмотрение проблем с учетом исторических, археологических и этнографических данных.

В статье «Заметки по славянскому язычеству. 2. Вызывание дождя в Полесье» замечательные советские этнографы Толстые Н.И. и С.М. пишут: Во время засухи в Сербии: «БЕРУТ КРЕСТ С КАКОЙ-НИБУДЬ НЕИЗВЕСТНОЙ МОГИЛЫ И ВЕЧЕРОМ ОТНОСЯТ ЕГОВ БЛИЖНЮЮ РЕКУ ИЛИ РУЧЕЙ И ЗДЕСЬ ЕГО ВБИВАЮТ, ЧТОБЫ ОН СТОЯЛ…Когда вбивают крест, трижды говорят «Крест в воду, а дождь на поле! С неведомой могилы крест, а с неведомой горы дождь!((«Славянский и балканский фольклор», М. 1978, с. 108)). Аналогичные обряды зафиксированы в Болгарии и Полесье.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.