Збручский идол вне тумана

Относительно этих изваяний нет сведений о том, что они стояли в воде,вероятно, они лежали и их действительно сбросили в воды во время христианизации или спрятали от врагов. А Идол из Збруча был утвержден на дне реки и, в этом отношении, был уникален. Уникальность эта закончилась через 150 лет, когда в 2009 году в Беларуси на дне реки Дрисса (Витебская область) был обнаружен СТОЯЩИЙ на глубине 2 метров идол из опаленного огнем дуба, весом около 200 кг. В 2011 году минские драйверы совместно с полоцкими археологами подняли его на берег.

Имеется замечательное видео находки, стоящей в водах, сделанное до её поднятия: Белорусские дайверы клуба Капитан Морган нашли идола. Точно так же стоял в водах Збруча и рассматриваемый нами Идол.


К этой ситуации удивительным образом «подходит» резкое стихотворение советского поэта Б. Слуцкого «Реперунизация»:

«Выдыбает Перун отсыревший,
Провонявший тиной речной.
Снова он – демиург озверевший,
А не идол работы ручной.

Вот он – держится на плаву,
А ныряет все реже и реже.
В безобразную эту главу
Кирпичом – потяжелее – врежу…».

И хотя в этом произведении автор имел ввиду брежневскую эпоху «с зажимными тенденциями тоталитаризма» которая у него ассоциировалась с идолопоклонством, стихотворение отражает современное общепринятое отрицательно-негативное отношение публики к язычеству. Я предлагаю, отбросив «кирпичи» и паганофобию, попробовать спокойно и объективно отнестись к фактам реального выдыбания Идолов из вод, то есть к сбывшимся чаяниям язычников древней Руси, сопровождавших выбрасывание свергнутого Перуна в Днепр восклицаниями «Выдыбай, наш господу боже, выдыбай!».

Справедливости ради отметим, что выдыбли, то есть восстали из вод не брошенные в процессе христианизации изваяния, но идолы, вертикально утвержденные на дне рек. И два СТОЯЩИХ в водах идола – это уже ТЕНДЕНЦИЯ, требующая внятных объяснений, одинаково подходящих для обоих случаев, у нас такое объяснение есть.

Идола из Дриссы(научное название «россонский») отправили на экспертизу, они опубликованы в статье М.В. Ермохина «К вопросу о датировке россонского идола» в сборнике «Матэрыялы па археалогіі Беларусі. Вып. 21. Вывучэнне археалагічных помнікаў на тэрыторыі Полацкай зямлі (да 1150-годдзя Полацка) – Мінск, 2011, с. 270-271» (Благодарю отзывчивых жителей Беларуси: Дука Д. за ссылку и Воронина И. за предоставление электронной копии статьи). Вкратце результаты таковы: институт экспериментальной ботаники им. Купревича НАН Беларуси датирует находку 1904 – 1989 годами, однако автор статьи в итоге пишет: «Тем не менее нельзя исключать того, что по мере разработки длинных дендрохронологических шкал непосредственно из региона, где найдена деревянная скульптура, могут быть получены новые результаты». То есть автор статьи по поводу возраста россонского идола дает ответ из серии «бабушка надвое сказала».

Относительно Збручского Идола у нас есть более четкое заключение от 1949 годареставратора Вавельского комплекса Р. Козловского, сомневаться в котором у нас нет причин, и именно оно заставляет многих считать Идол мистификацией: "

Изваяние сделано из местных материалов, на нем …не были обнаружены следы заметного воздействия природных осадков или влаги («высолов»), так же, как и следов длительного пребывания в воде. Судя по количеству прослоек кальцитовых отложений настороне D, изваяние пережило неболее 8 регрессий или трансгрессий уровня Збруча, хотя его питание в очень высокой степени зависит от количеств осадков. В разных частяхс кульптуры сохранились даже следы минеральных красителей (!) на основе железа, которыми она первоначально была раскрашена в рыжевато-красный цвет.

… Изваяние, несомненно, не лежало девять веков на дне реки…не подвергалось оно длительное время и воздействию атмосферной влаги на поверхности. Иными словами, убедительных следов древности на нем не обнаружено, а в реку, согласно выводам Р. Козловского (эксперт), изваяние попало только в XIX в. незадолго до его находки в 1848 г. ((А. Комар и Н. Хамайко «Збручский идол: памятник эпохи романтизма?»)).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.