Збручский идол вне тумана

Характерно, что эти«многоярусные» образы встречаются в древнем обрядовом фольклоре: колядках, величаниях, свадебных песнях, причитаниях. То есть многоярусность присутствовала в мыслительных конструкциях восточного славянина с языческих времен в большом количестве и имела своё выражение как вербально, так и предметно. Так что трехярусная композиция Збручского Идола вполне традиционна для культуры восточных славян.

Обратим внимание на то, что все мифологические многоярусные композиции восточных славян стремятся ввысь, основываясь на Земле и никогда под землёй, то есть в них нет «ада», «пекельного царства». Этот факт подтверждается и лингвистическими данными, изучив которые, академик О.Н. Трубачёв делает следующие выводы: …у большинства неславянских народов Европы ситуация с номенклатурой рая и ада принципиально противоположна славянской. На Западе Европы…народными, дохристианскими…оказываются …названия «ада» как «нижнего пещерного мира». Унаследованность светлого понятия «рай» от своей народной языческой, дохристианской древности ... и культурную значимость этого феномена трудно переоценить, и призывает обратить внимание науки на  …светлость православия и оптимизм нашей церковной архитектуры как возможное проявление наследия нашего же (славянского) язычества, не знавшего посмертного возмездия ((Труды по этимологии. Слово-История-Культура, Том 2, М. 2004, С.478)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *