Збручский идол вне тумана

Например, без малого через сто лет после наказания Ставра в Галиче были убиты 500 мятежных бояр черниговскими князьями ((Галицко-Волынская летопись, 1208 г.)). Историки отмечают: В XII- XIII веках возрастает значение боярства. Источники этого времени показывают и далеко зашедшую внутреннюю дифференциацию этого слоя, и его чисто количественный рост. Боярство складывается в класс…((П. Стефанович «Бояре, отроки, дружины …», М. 2012, С. 566)). Даже таких сильных правителей, как воспетый в «Слове о полку Игореве…» Ярослав Осмомысл, галицкие бояре держали в «узде»: убили любовницу, внебрачного сына которого князь хотел сделать наследником, и заставили князя поклясться на кресте жить с законной супругой. Очевидно, что князья вступали в различные отношения с боярством, в том числе и договорные, не только репрессивные. Ну что ж, нам остаётся «всего-то» найти сведения о том, какой знак имел род исторического Ставра, сына Гордяты,оставившего автограф на стене Софии Киевской и упоминаемого в «Поучении Владимира Мономаха».

В настоящее время «окольцованность» безымянного пальца левой руки (как у рассматриваемого изображения ЗИ) говорит нам о брачном статусе человека. Очевидно, что традиция носить перстни древнее христианского брака, однако, у нас нет сведений о том, что кольцо или перстень само по себе символизировало брак в европейской культуре до 13 века вообще и у восточных славян в частности. Как справедливо замечают Комар и Хамайко, это явление сравнительно позднее. В древности наличие или отсутствие у человека «брачных уз» определялось не по наличию кольца на определенном пальце, но по прическе, головным уборам, цвете одежды и другим маркерам, хорошо заметным окружающим.

В связи с поздней брачной символикой кольца вызывает скепсис общепринятое мнение о том, что весомая шайба в правой руке женской фигуры верхнего яруса есть обручальное кольцо, и она является «богиней брака Ладой». Что же это за предмет, и почему он так явно и гордо демонстрируется женщиной, изображенной на одной из сторон Идола?

пряслице
пряслице

В прошлом у любой женщины, умеющей прясть и ткать, таких предметов было «навалом», но особо ценились экземпляры, произведенные на «родине Збручского Идола», в Галицко - Волынской Руси: в домонгольских слоях практически всех археологических раскопов от Днепра до Новгорода, археологи находят небольшие круглые предметы с отверстием посередине. Принято считать, что это «пряслица» (грузики), то есть предмет, как-то использовавшийся в прядении ниток (и ткачестве) из шерсти или льна. Необычность древнерусских пряслиц в том, что все они сделаны из розового сланца — «шифера». Единственное месторождение розового сланца в Европе находилось около Овруча на Волыни под Киевом….

В слоях, датируемых позднее татарского нашествия, пряслица из розового шифера не находят. Поэтому считается, что изготовление шиферных пряслиц прекратилось в связи с татарским нашествием и уничтожением овручских камнерезных мастерских и самих мастеров-камнерезов. После этого на Руси вновь стали преобладать глиняные пряслица((Каменные монеты Древней Руси)).

Помимо своего прямого назначения грузики-пряслица могли использоваться и в качестве денег:

…на Неревском раскопе в слоях X — первой половины XIII века было найдено свыше 2000 шиферных пряслиц. В. Л. Янин обратил внимание, что район распространения «шиферных пряслиц» в точности совпадает с границами района денежного обращения до нашествия татар. Вдобавок пряслица неоднократно находились в кладах вместе с серебряными слитками. При раскопках в Пскове «пряслица» были найдены в кошельке рядом с западноевропейскими монетами.

Отсюда был сделан вывод о платежной роли этих массовых и притом предельно стандартизованных изделий древнерусской промышленности, распространение которых шло по стопам монетного обращения предшествующей поры. Таким образом, на Неревском конце был найден «клад каменных монет», а не «прядильная мануфактура». Отверстие в середине позволяло связывать монеты веревкой в удобные денежные вязанки, как это до сих пор бытует на Востоке, где монеты некоторых стран до сих пор имеют отверстия. По мнению некоторых ученых, пряслица имели ритуальное значение и в языческих обрядах и использовались в качестве «вотивов» — подношения божествам. То есть, выполняли традиционную роль монет. Надписи на пряслицах косвенно подтверждают и эту версию.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.