Збручский идол вне тумана

Обратим внимание на то, что все мифологические многоярусные композиции восточных славян стремятся ввысь, основываясь на Земле и никогда под землёй, то есть в них нет «ада», «пекельного царства». Этот факт подтверждается и лингвистическими данными, изучив которые, академик О.Н. Трубачёв делает следующие выводы: …у большинства неславянских народов Европы ситуация с номенклатурой рая и ада принципиально противоположна славянской. На Западе Европы…народными, дохристианскими…оказываются …названия «ада» как «нижнего пещерного мира». Унаследованность светлого понятия «рай» от своей народной языческой, дохристианской древности ... и культурную значимость этого феномена трудно переоценить, и призывает обратить внимание науки на  …светлость православия и оптимизм нашей церковной архитектуры как возможное проявление наследия нашего же (славянского) язычества, не знавшего посмертного возмездия ((Труды по этимологии. Слово-История-Культура, Том 2, М. 2004, С.478)).

Так же хорошо известно, что весьма популярная ныне у традиционалистов триада Правь-Явь-Навь является искусственным построением современной «кабинетной науки», которое основывается на неверной, но красивой теории Б.А. Рыбакова - великого русского ученого, уважаемого советского академика, страстного популяризатора древнерусской истории и славянского язычества, который, тем не менее, во многом ошибался. Эти факты говорят о том, что нижний ярус ЗИ, вряд ли являет собой «подземный мир мёртвых».

Для более глубокого понимания важности наличия многоярусных композиций в славянской культуре следует отметить значимость многоярусных композиций в становлении человечества вообще, его выделения из мира животных. Леви-Стросу и Якобсену принадлежит идея, согласно которой человека отличают многоуровневые («многоэтажные») структуры. Они надстроены над тем уровнем, который у него оказывается общим с приматами. Только человек использует орудия для изготовления орудий… Только у человека из элементарных сигналов, число которых приблизительно одинаково…у человека…и у других высших позвоночных, строятся знаки высших уровней, например слова из фонем ((Вяч.Вс. Иванов «Клод Леви-Строс и структурная теория этнографии» в «Избранные труды по семиотике… том 7, книга 1», М. 2010, С. 383)).

Помимо самого факта наличия многоярусных композиций в народном творчестве славян, в узорном ткачестве и вышивке рушников имеются конкретные изображения и композиции, аналогичные изображениям и композициям Збручского Идола. Об этом далее.

8. Череда распоясанных на Идоле и рушниках

"І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю… "
А. Малышко

Развернутая прорисовка ЗИ, на среднем ярусе - череда распоясанных
Развернутая прорисовка ЗИ, на среднем ярусе - череда распоясанных

На среднем ярусе скульптуры изображены 4 человекообразные фигуры, две женские и две мужские, не имеющие поясов (в отличие от подпоясанных верхних фигур), они образуют как бы хоровод вокруг Столпа. Аналогичные цепочки человекообразных фигур имеются в большом количестве на рушниках всех восточнославянских народов – украинцев, белорусов, русских.

В ткачестве и вышивке всех восточнославянских народовтакая композиция чрезвычайно популярна и имеет множество вариантов расположения на полотне. «Череда» может появляться в многоярусных рушниках на любом ярусе изделия, иногда на всех ярусах сразу, иногда на двух соседних, иногда в самом низу и вверху. На одном и том же рушнике цепочки человечков с разных ярусов могут отличаться друг от друга по стилю изображения, степени геометричности, высоте, цвету, позам и по др. параметрам.Иногда фигуры «череды» более напоминают растения или даже подсвечники, чем людей, однако, в отличие от гирлянд цветов, которые тоже можно найти в многоярусных композициях рушников, в «череде» при внимательном рассмотрении составляющих её «деревьев», «кустов» и «подсвечников» можно заметить отчетливо выраженные макушки – головы и по две раскинутые в стороны ветки - руки.

Рушник с чередами фигур разной степени антропоморфности в нижнем и верхнем ярусе, Витебская область, начало ХХ века. Фото из М. Кацар «Беларускi арнамент», Мiнск, 2009, с. 53
Рушник с чередами фигур разной степени антропоморфности в нижнем и верхнем ярусе, Витебская область, начало ХХ века. Фото из М. Кацар «Беларускi арнамент», Мiнск, 2009, с. 51, 53, 60 и др.
Фото Константина Гришина 19.07.12 Музей рушника в Черкассах
Фото Константина Гришина 19.07.12 Музей рушника в Черкассах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.