Збручский идол вне тумана

Хотинская крепость, 13 век, построена на древнем укреплении тиверцев
Хотинская крепость, 13 век, построена на древнем укреплении тиверцев

В сборнике «Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким» находим великолепный образ женщины, которая хвастается под стенами Хотина, что выстиранную одежду в их семье выжимают конскими копытами и сушат на рогах тура: … кошуля белым-бела, /Белым -бела,как лист тонка;/Где она стирана? - В водах Дуная. /Где она выжата? –Под конским копытом, /Где она сушена? –На роге тура (перевод мой). Заметим, что устойчивая характеристика туров в местном фольклоре такова: «черные туры, грубые звери», так что независимо от того, на каких рогах – живого или убитого на охоте тура – сушат рубашку, оба варианта говорят о бесстрашии и умении управлять стихией животного мира.

Женщина не случайно хвастается своим магическим умением именно перед городскими жителями. Из летописей нам известно, что князь Даниил Галицкий целенаправленно собирал выдающихся мастеров (очевидно и ваятелей) и селил их в городе Холм. То есть создатели фольклора осознавали и отметили факт того, что горожане были искусны в ремеслах, а селяне в магических практиках.

Подолянки, фото начала 20 в. Слева-невеста в венке с лентами , справа – молодуха в намитке
Подолянки, фото начала 20 в. Слева-невеста в венке с лентами , справа – молодуха в намитке

Мы видим, что в фольклорных характеристиках жителей Подолии и Галиции «былинных времен» (частично совпадающих со временем функционирования языческих святилищ на Збруче) постоянно присутствуют вариации тем верности и вер, и их раскрытие соответствуют современному положению дел. Как некогда галицкий аристократ, боярин Дюк Степанович держал себя снобом в Киеве, его христианских храмах, на улицах, пирах даже с князем; как воинственно благороден, горд и верен принципу защиты своих купеческий сын (иногда, князь) крещенный Козарин, так до сих пор Галиция выглядит «аристократичной, религиозной, пафосной». Как свободна, непостоянна и неуловима подолянка, колдунья и язычница Марья Лебедь Белая, так в целом Подолия, «ацентрична, несколько размыта» («Вечное поле битвы»).

Подоляне
Подоляне

Реальные прототипы рассмотренных выше былинных персонажей, возможно посещали не только первые христианские церкви, но и одновременный им крупнейший религиозный языческий комплекс на реке Збруч, оставляя на его жертвенных площадках перстни, кольчуги, стрелы, ножи, пряслица, височные кольца, стеклянные браслеты, крестики и иконки… а так же «плоть и кость» животных и людей.Спокойное и внятное объяснение этим «ужасам» мы дадим ниже.

4. Капища, усеянные костями
Череп лошади близ кладбища Источник: http://www.perunica.ru/vedi/7901-zbruchskiy-idol-vne-tumana-nachalo-glavy-1-5.html
Череп лошади близ кладбища

"Так, когда-нибудь, в сухое
Лето, поля на краю,
Смерть рассеянной рукою
Снимет голову-мою…" М. Цветаева

Былинный Поток казнил свою неверную жену - подолянку и её любовника в полном соответствии с обычаями средневековой воинской культуры:

«И оторвал у ей да руку правую,
И оторвал у ей да ногу левую;
У Ковшея отсек фсе ноне головы,
Розметал тут костьё по цисту полю» ((А.Д. Григорьев «Архангльские былины и исторические песни, том 2», СП.б, 2003, № 262, С. 287)).

Точно таким же способом разделываются богатыри с наезжими врагами, для того, чтобы они не смогли возродиться в Ином Мире. Останки уважаемых людей былинные и сказочные персонажи хоронят. В сказке «Василиса прекрасная» героиня получает от Яги череп, который помогает избавиться от злой мачехи, затем девушка «…зарыла череп в землю» (Диво дивное, чудо чудное. М. 1988, с. 56). После победной сечи русские богатыри:

«… раздумались:
-Нам не честь будет богатырьская,
Вот не выслуга да молодецькая,…
Не захоронили силы мёртвою.
Тут ведь зачели они хоронить силу,
Хоронили они неделёчку…» ((Былины М.С. Крюковой, том 2, М. 1941, «Про Самсона Колыбаева про племянника»,с. 98)).

Такую же картину рисуют и письменные источники, например, в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной в конце 13 века описывается скорбный труд князя Ингваря Ингоревича по захоронению своих родных и массы погибших во время татарского нашествия.Однако интенсивность военных действий в Средневековье была такова, что останков, брошенных в «чистом поле» всё равно оставалось предостаточно, о чем нам и сообщают былины:

«Во чистом поли да он убит лежит,
Срозь белы груди да трава выросла,
Скрозь ясны оци да цветы росцвели…» ((А.Д. Григорьев Архангельские былины и исторические песни, том 1, СПб, 2002, «Купанье Добрыни», № 19, с.113)).

То есть в рассматриваемый нами период 9-13 веков, реалии которого частично отражены в былинах,поля и дороги Руси были усеяны костями.Картина была примерно такая же, как и во времена Гражданской войны в начале ХХ века: На Дону и в Замостье тлеют белы кости,/Над костями шумят ветерки… ((А.Сурков «Конармейская песня»)).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.