Збручский идол вне тумана

Как будет показано ниже, эти отличия, увиденные сегодня, в целом соответствуют фольклорным характеристикам, которые создатели русского эпоса дали былинным уроженцам Подолии и Галиции, то есть налицо стойкая преемственность этноповедения у населения этих областей.

В момент обнаружения Идола (1848г.) Понизье (Подолия) входило в Российскую империю, была пограничной с Австро- Венгрией, в которую тогда входила Восточная Польша. Идола нашли приблизительно в 18 км от города Гусятина, на землях села Лычковцы, ниже по течению от горы Соколихи и выше Девич поля (имение графов Потоцких). Идол попал в руки польского любителя древностей и ныне находиться в Польше, в Краковском музее археологии, польские исследователи иногда пишут «идол найден в восточной Польше», что равнозначно «идол найден в западной Украине». В период работы на святилищах Збруча Прикарпатской экспедиции Института археологии РАН (1984г.): СССР, Украинская Советская Социалистическая Республика, Тернопольская область, Гусятинский район. Ныне Украина, Тернопольская область, Гусятинский район, заповедник Медоборы.

Гусятинские хлопчики на Свято хлiба, август 2011 г
Гусятинские хлопчики на Свято хлiба, август 2011 г

В байках местных жителей присутствует «грозовая» тема: Будучи студентами… мы с друзьями неоднократно приезжали… и просили за любые деньги показать языческий центр... — Ну, разогнались, — просто выразил настроения здешних обитателей русый парнишка. — ... Туда ходить заказано — вот и все. Туристу… шепотом станут рассказывать о том, что …на опушке, где стоял языческий храм-капище — никак не приживаются деревья. Стоит вырасти одному, как его сразу же раскалывает молния.

Очевидно, эти рассказы отражают реальные свойства местности притягивать грозовые разряды молний, что несомненно принималось во внимание в языческий период и этот локус мог почитаться как место Силы Громовержца.

3. Характеры уроженцев Галиции и Подолии в русском эпосе

И.Билибин, Михайло Потык
И.Билибин, Михайло Потык

Любой предмет необходимо изучать комплексно и учитывая «общий фон» времени, для ЗИ важной составляющей такого фона является русский героический эпос. По крайней мере, три персонажа севернорусских былин родом с «родины Збручского Идола», с территорий нынешней западной Украины, это главные персонажи былин «Дюк Степанович», «Козарин», «Поток» (Потык). Есть основания полагать, что и в былине «Князь Роман и братья Витники» у главного героя был реальный прототип, князь Роман Мстиславович Галицкий, воевавший с литовскими князьями.

А) Родиной боярина Дюка Степановича во многих вариантах одноименной былины называется Галицко - Волынское княжество:

«Из Волынца города из Галича,
Из той Волынь-земли богатыя…
Да не бел кречетушко выпорхивал,
Не бел горностаюшко проскакивал,…-
Проезжал удалой добрый молодец,
Молодой боярский Дюк Степанович…» ((Былины, М. 1988, № 49, «Дюк Степанович и Чурила Пленкович», с. 365)).

Дюк несчётно богат, когда он приезжает в Киев, то удивляет жителей своим нарядом, воинским снаряжением, конской сбруей. Киев удивляет Дюка своей бедностью – в этом городе плохонькие мостовые, храмы, провиант и питание, даже у князя.  Дюк, ориентируясь по одежде, принимает за портомойницу саму княгиню. У Дюка с языка постоянно срываются фразы Как у вас ведь все да не по-нашему. /Как у нас во городе во Галиче… и далее следует описание превосходных галицких реалий разного рода. Мать Дюка так харатеризует своё детище: Как ведь ты, дитя моё, заносливо, / А заносливо да хвастоватое….

Чурила, которого перещеголял Дюк
Чурила, которого перещеголял Дюк

В Киеве возникает спор между Дюком и местным модником Чурилой, кто кого перещеголяет, «перещапит». Несмотря на то, что «Снаряжают Чурилушку всем Киевом», победа достается Дюку, одежда которого украшена необычными пуговицами с изображением невиданных зверей. Все эти «птици певучие» и «звери крикучие» - не орнаментальные украшения происходящих событий, а существенный их компонент. Языческая суть его очевидна. Они представляют дюков мир как сверхъестественные существа, принимающие непосредственное участие в разгоревшейся борьбе на стороне героя, помогая одержать ему победу. Важно, что столкновение имеет место в церковном храме, где собралось христианское население Киева.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.