Збручский идол вне тумана

Гуцул, старинное фото

Гуцул, старинное фото

Ведьмы

Шагадам, магадам, выкадам.
Чух, чух, чух.
Чух.
(Вытягиваются в косяк, как журавли, улетают.)

Разговаривающие галичанки

Вон гуцул сюда идет,
В своей черной безрукавке.
Он живет
На горах с высокой Мавкой.
Люди видели намедни,
Темной ночью на заре,
Это верно и не бредни,
Там на камне-дикаре» ((В. Хлебников «Ночь в Галиции», 1913)).

Это стихотворение создано в начале ХХ века под впечатлением от этнографического сборника Сахарова и описанное в нём народное мировоззрение галичан мало отличается от описанного в «Слове о полку Игореве…» мировоззрения дочери вышеупомянутого галицкого князя 12 века Ярослава Осмомысла Ефросиньи Ярославны, которая собиралась летать обернувшись птицей, укоряла ветер и солнце, обращала просьбы к реке порадеть о своём муже.

В) В некоторых вариантах былины о женитьбе Потока (Потыка) его невеста- жительница Подолии.

Потыка отправляют в землю Подольскую за данью. На заводях он встречает лебедь белую, которая называет себя: «Королевична да я подолянка» (Гильф, 6). Владимир дает Потыку поручение съездить в землю Подольскую, взять там русскую красавицу Марью лебедь белую, подолянку, королевичну (Гильф. 40). Владимир посылает Потыка в Подолье Лиходеево, где он встречает царскую дочь, которая зовется «Марья подоленка дочь Лиходеевна». Впоследствии наехавший на Киев царь Вахрамей Вахрамеевич увозит её в землю Волынскую (Рыбн. 166) ((И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин «Былинная история», СПб. 1997, С. 335-336))


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *