Збручский идол вне тумана

Сохранность некоторых народных традиций в течение нескольких веков имеет множество примеров. Логично предположить, что рушники в 12 веке использовались примерно так же, как и в 19-20 веках, например, в вариантах языческих обрядов«вызывания дождя», доживших в Беларуси и Украине до наших дней, когда все женщины села по очереди ткали специальное обыденное полотенце с которым обходили поселение, встав чередой друг за другом и подняв полотенце над собой; завершив обход, полотенце сжигали, или вешали на обыденный крест, который делали все мужчины села, или относили в церковь ((см. Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества», М. 2003, с. 54-55)). То есть многие полотенца в интерьерах церквей и на христианских крестах были «участниками» языческих обрядов.

Очевидно, что до появления крестов и церквей полотенца относили на капища и увешивали ими идолов.А так же полотенца висели в Красных углах жилищ, возможно, в 12 веке ещё без икон, которые тогда были редкостями и имелись только в храмах.

Народный многоярусный «иконостас» с языческими символами.
Народный многоярусный «иконостас» с языческими символами. Икон не видно, сияют рушники.Это реально КРАСНЫЙ угол. Вспомним, что и на Збручском Идоле найдены следы красной краски.
Многоярусный церковный иконостас
Многоярусный церковный иконостас
Мезень, прялка.
Мезень, прялка. Изящные, длинноногие кони, характерные для этого севернорусского художественного стиля разводились исключительно на юге Руси

Интересно, что в иконописи на Руси с 14 века, вдруг, «не откуда», и только в восточнославянском ареале, появляется многоярусность, которой не было в Византийской школе живописи. И приблизительно в это же время святилища на Збруче (есть отдельные находки вещей начала 14 века), как и некоторые другие языческие капища восточных славян заметно пустеют.Так и просится допущение того, что мастера «многоярусных композиций»при уменьшении спроса на изделия языческой направленности «переключились» на церковное искусство.Но не будем фантазировать, а обратимся к мнению исследователей икон.

Они отмечают факты, противоречащие мнению А. Комар и Н. Хамайко о художественных способностях славян - язычников: «Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру (ссылка).

И эта художественная культура языческой Руси оставила свой след в ткачестве и вышивке. На полотенцах 19- 20 веков мы видим в многоярусных композициях смесь христианских и языческих изображений, вполне соответствующую картине археологических находок на славянских святилищах 9-13 веков, где крестики и иконки положены вместе со специально поломанным оружием, украшениями, растительными и животными жертвами. На остатках тканей того времени, встречающихся в археологических находках 9-13 веков, чью атрибуцию определить сложно (возможно это одежда, а возможно и рушники) имеются фигуры и знаки аналогичные фигурам и знакам на тканых и вышитых рушниках 19-20 веков.

Так же следует отметить, что многоярусные композиции широко распространены и в устном народном творчестве всех восточнославянскх народов на всех их территориях, в том числе и в Галиции и Подолии. Это образ Мирового дерева с тремя «угодьями» которые расположены ярусами друг над другом. У корней дерева – бобры (с вариантами), в центре - пчелы, а на вершине - соколы((«Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким». М. 1878. Ч. 3, с. 12 и Ч. 2. с. 51-52)).Так же многоярусными в фольклоре описываются постройки: крестьянская усадьба- двор,крыльцо, окошки, матица, и дымник, связывающий избу и Небо (в причитаниях); и церкви в колядках Галицкой Руси: низ у них каменный, середина деревянная, верх золотой.

Характерно, что эти«многоярусные» образы встречаются в древнем обрядовом фольклоре: колядках, величаниях, свадебных песнях, причитаниях. То есть многоярусность присутствовала в мыслительных конструкциях восточного славянина с языческих времен в большом количестве и имела своё выражение как вербально, так и предметно. Так что трехярусная композиция Збручского Идола вполне традиционна для культуры восточных славян.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.