Збручский идол вне тумана

Совершенно верное замечание, из которого авторы почему-то делают единственный вывод о создании Идола в 19 веке. Но есть и другие объяснения: противоречие снимается, если мы отвлечемся от общепринятой, но никем не доказанной версии о том, что на Изваянии из Збруча изображены Боги, а нам, для того, чтобы понять, что за антропоморфные персоны явлены миру на гранях и ярусах ЗИ, что они символизируют, необходимо знать не только весь «корпус» славянских божеств, но и символику того времени, его события и героев, «веяния времени» и «чаяния народа».

«6) естественно-научная экспертиза не подтвердила наличие каких-либо достоверных признаков длительного воздействия естественной среды на поверхность изваяния»;

Отсутствие следов атмосферных осадков на Изваянии можно объяснить его нахождением сначала под навесом или в помещении, а затем, после их разрушения, под кронами выросших на заброшенном святилище деревьев, примерно так, как на фото ниже традиционно сберегается от осадков статуя Мадонны в Западной Украине и сохраняются под дубом старинные кресты:

Западная Украина, оформление священного локуса
Западная Украина, оформление священного локуса
Старинные кресты под сенью дуба
Старинные кресты под сенью дуба
Западная Европа, оформление священного локуса
Западная Европа, оформление священного локуса

Установка священных изваяний под сенью (естественной или искусственной) характерно для культуры многих народов, в их числе и славян.Обратим так же внимание и на то, что в оформлении мест установки изваяний присутствуют вымостка камнем и цветы. Точно так же были вымощены и капища на реке Збруч и многие другие, а сам Идол, имеющий в верхнем ярусе изображения двух женщин, вероятно, был украшаем натуральными цветами или узорами, вытканными на полотенцах по древней индоевропейской традиции, аналогично декору индийских изваяний богов и письменным свидетельствам украшений древнегреческих статуй богов и храмов узорчатыми тканями.

В течение веков в Украине шла постепенная латинизация церкви. Однако при внешнем сходстве со сдержанными католическими костелами современных украинских храмов, у них есть яркая примета: «Наиболее стойким национальным признаком внутреннего декора современных греко-католических церквей остается присутствие большого количества вышитых украинских рушников» ((Курочкин А.В. «Элементы греко-католического синкретизма в календарной обрядности украинцев», в сборнике Славянский и балканский фольклор 2011, М. 2011, с. 247)).

7. Многоярусные художественные композиции в культуре восточных славян

"Я візьму той рушник, простелю, наче долю…"
А. Малышко

Отдельно ответим на утверждение А. Комар и Н. Хамайко о том, что «…в восточнославянском ареале пока не известны … многоярусные художественные композиции IX–X вв.».

Да, для 9-10 веков и для каменных изваяний не известны, однако, в традиционном народном искусстве, на которое ученые стали обращать внимание лишь с 18 века, в восточнославянском ареале многоярусные композиции откуда-то берутся в огромном количестве, причем с изображениями до христианского мифологического характера. Речь о деревянной резьбе (надгробия, ставни, прялки) и росписи (прялки, ставни), а также ткачестве и вышивке.

Многоярусные композиции деревянной резьбы крестов, русский Север, где археологами фиксируются южнорусские хатки-полуземлянки 12-14 веков- «след»мигрантов с юга, беженцев от монголо-татарского нашествия
Многоярусные композиции деревянной резьбы крестов, русский Север, где археологами фиксируются южнорусские хатки-полуземлянки 12-14 веков- «след»мигрантов с юга, беженцев от монголо-татарского нашествия
Многоярусный декор прялок: резьба и роспись Многоярусный декор прялок: резьба и роспись
Многоярусный декор прялок: резьба и роспись

Да, в отличие от Збручского Идола, это не каменные и не четырехгранные произведения. Но что нам мешает рассмотреть такие параллели если академическая наука допускает и приветствует сравнение знаков и композиций на неолитической керамике с узорами народного ткачества 19-20 веков, несмотря на огромный временной разрыв между бытованием этих артефактов?((см. Шолохов В.Г. «Археологическая керамика и традиционное ткачество» // Музейныя сшыткi. Веткаускi музей народнай творчасцi. Мiнск, 2001, с. 63-67)).

А вот святилища на Збруче, с берегов которого был взят камень для изготовления Идола, функционировали одновременно с широким распространением рушников (убрусов). Первое письменное упоминание о них относится к 1016 году, когда Ярослав Мудрый перед битвой приказал воинам: для отличия от врага «… повивайте головы убрусами…», что говорит о повсеместном распространении этих предметов народного быта, так как они оказались «под рукой» в походных условиях, причем в нужном количестве.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.