Збручский идол вне тумана

В научных комментариях к труду Вука Караджича «Сербские народные песни и сказки…» фразы: «сходную песню записывали и на Западной Украине», «сюжет песни общеславянский», «аналогичные тексты записаны в Белорусии и на Украине» встречаются постоянно. Очевидно, что вместе с языком и фольклором иранские племена сербов и хорват могли позаимствовать у местных славян и обрядовые практики.

Итак, наша версия причин вертикального пребывания Идолов на дне рек Збруча (Украина) и Дриссы (Беларусь) такова: ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ (начала 19 века для окрестностей Збруча) МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ПРОВЕЛИ ОДИН ИЗ ОБРЯДОВ ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ, МАГИЧЕСКОЕ ЯЗЫЧЕСКОЕ ДЕЙСТВО, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ПЕРЕНОС С ЗАБРОШЕННОЙ МОГИЛЫ ИЛИ МОГИЛЫ «ЗАЛОЖНОГО» ПОКОЙНИКА ПОСТАМЕНТА (креста, памятника) И ВЕРТИКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЕГО В ВОДАХ БЛИЖАЙШЕЙ ОБМЕЛЕВШЕЙ РЕКИ (ручья, источника).

Эта версия соответствует заключению экспертизы о том, что «оно (Изваяние из Збруча) немедленно попало в глубокую часть реки», и подтверждается рассказом находчиков идола, «о том, что они купались в этом месте, что говорит о плавном, не обрывистом характере берега в 1848 г.» (Комар, Хамайко), то есть Идола не свергли с обрыва, и он не упал в реку вследствие подмыва крутого берега, его втащили в реку по плавному склону дна и утвердили в неглубокой воде во время засухи, для борьбы с которой всё это и затеялось.

Когда через несколько десятилетий после нахождения Збручского Идола обстоятельствами находки заинтересовались городские исследователи, свидетелей и участников этого ритуала либо не осталось в живых (одна только эпидемия холеры 1848 года унесла 668 012 жизней, впятеро больше, чем в 1847 г.), либо они по понятным причинам не захотели посвящать чужаков в свои тайные магические практики.

6. Наш ответ А. Комар и Н. Хамайко

«Ученые знают многое, но не понимают ничего»
Народная мудрость

В начале этой работы была дана высокая оценка кропотливому исследованию А. Комар и Н. Хамайко «Збручский идол: памятник эпохи романтизма?» Однако уважаемые авторы не удержались от необъективных выпадов в сторону приверженцев аутентичности находки: современному "исследователю представить славянское язычество без Збручской находки настолько трудно, что альтернативное объяснение не аутентичности изваяния кажется почти кощунственным".

Считаю своим долгом ответить: многие современные исследователи Збручской находки не считают альтернативное мнение кощунственным, но простым заблуждением. Мало того, лично я твердо уверена в том, что славянское язычество вполне обошлось бы без Збручского Идола, не стало бы не лучше и не хуже, но с Ним мир увидел более полную, яркую картину, оригинальность и специфику язычества славян, которая самим язычникам очевидна и без этого замечательного Изваяния.

В своем исследовании А. Комар и Н. Хамайко суммировали выводы, что позволяет нам кратко прокомментировать их (мнение Комар и Хамайко цитируется в кавычках):

«1) изваяние не имеет ни точных, ни надежно датированных отдаленных археологических аналогий, как среди каменной, так и деревянной скульптуры»;

Это верно, однако отсутствие «точных» аналогий не имеют и многие другие изваяния (например, этокский памятник, тмутараканский камень, шингирский Идол), что не является причиной считать их подделкой. Если же говорить «в целом», то изображения на Збручском Идоле в общем укладываются в средневековый стиль монументального искусства, распространенного на огромной территории от Франции до Средней Азии (та же непропорциональность фигур, неправильность поз, нестыковка деталей, общая схематичность).

Так что высказывания типа: «божество верхнего яруса стороны С — без ног и с «обрубленной», лишенной острия, саблей, дотянуться до которой просто не хватит длины рук» - просто бессмысленны. А умозаключение: «для сакрального искусства древности, глубоко символичного до мельчайших деталей, неправильное изображение божеств, неполноценность его атрибутов и т.п. было традиционно равнозначно потере «божественной силы», вплоть до навлечения гнева богов!» - верно только для канонов изображений божеств древних империй типа Вавилона и Египта, а не средневековой Европы - времени и места создания ЗИ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.