Збручский идол вне тумана

Женщина не случайно хвастается своим магическим умением именно перед городскими жителями. Из летописей нам известно, что князь Даниил Галицкий целенаправленно собирал выдающихся мастеров (очевидно и ваятелей) и селил их в городе Холм. То есть создатели фольклора осознавали и отметили факт того, что горожане были искусны в ремеслах, а селяне в магических практиках.

Подолянки, фото начала 20 в. Слева-невеста в венке с лентами , справа – молодуха в намитке

Подолянки, фото начала 20 в. Слева-невеста в венке с лентами , справа – молодуха в намитке

Мы видим, что в фольклорных характеристиках жителей Подолии и Галиции «былинных времен» (частично совпадающих со временем функционирования языческих святилищ на Збруче) постоянно присутствуют вариации тем верности и вер, и их раскрытие соответствуют современному положению дел. Как некогда галицкий аристократ, боярин Дюк Степанович держал себя снобом в Киеве, его христианских храмах, на улицах, пирах даже с князем; как воинственно благороден, горд и верен принципу защиты своих купеческий сын (иногда, князь) крещенный Козарин, так до сих пор Галиция выглядит «аристократичной, религиозной, пафосной». Как свободна, непостоянна и неуловима подолянка, колдунья и язычница Марья Лебедь Белая, так в целом Подолия, «ацентрична, несколько размыта» («Вечное поле битвы»).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *