Збручский идол вне тумана

В некоторых вариантах былины о Казарине девушка в плену у татар привязана косами к шатру((Там же, № 25)), Козарин освобождает её, после чего девушка, не зная, что спаситель её брат, предлагает себя ему в жёны. Видимо в реальной жизни татары достаточно часто именно так привязывали пленниц, а их освободители брали спасенных в жёны, вследствие чего в свадебных обрядах Украины и Белоруссии возник и сохранился до наших дней своеобразный обычай «добычи невесты» - косу девушки привязывали к стене дома или дереву, жених должен был освободить её, обрубив косу((Зеленин Д.А., «Восточнославянская этнография», М. 1991, С. 278)).

В. Розвадовський, «Молодая подолянка»
В. Розвадовський, «Молодая подолянка»

Похожий свадебный обычай обрезания кос зафиксирован и у литовцев, правда там косу не привязывали, а расплетали и обрезали, символизируя этим отсекание девицы от семьи (Э.Усачёвайте Символика и структура спиралевидного орнамента в народном искусстве Литвы. Балто-славянские исследования XVI, М. 2004, с. 259). Но разная подоплёка свадебных действий приводили к общему результату: в прошлом молодухи с территорий современных Западной Украины, Беларуси и Литвы были лишены кос. И это один из множества примеров общности народной культуры рассматриваемых регионов.

В Восточной Галиции (у гуцулов) обрубить косу надо было удальски, одним махом, топорцом (чеканом, келепом). Оружие такого типа в древности широко распространенные по всей славянской территории, были найдены также и на языческих святилищах Збруча.

И. Русанова, Б.Тимощук «Языческие святилища древних славян», М. 1993, рис. 34
И. Русанова, Б.Тимощук «Языческие святилища древних славян», М. 1993, рис. 34

Во время функционирования этих языческих святилищ, в 12 веке в Галиче был построен по новой технологии - из тёсаных каменных блоков (а не плинфы, как, например, София Киевская) –православный, а ныне греко-католический храм святого Пантелеимона целителя,которого местные жители в 19 веке чтили не столько как лекаря, но более как строгого судью, наказывающего виновных Небесным огнем. Его называли Палий или Паликопа («сжигатель копен»), его день праздновался в жатвенный период, в грозовые дни конца июля - начала августа. Очевидно, что святой Палий в народном сознании имел отношение к Громовержцу. И этот факт позволяет нам более ясно понять «аристократичность, религиозность и пафосность»галичан – она идет из языческих времён, от почитания Перуна и стойкой веры народа в то, что окружающий мир являет собой следующую картину:

Гуцул, старинное фото
Гуцул, старинное фото

Ведьмы

Шагадам, магадам, выкадам.
Чух, чух, чух.
Чух.
(Вытягиваются в косяк, как журавли, улетают.)

Разговаривающие галичанки

Вон гуцул сюда идет,
В своей черной безрукавке.
Он живет
На горах с высокой Мавкой.
Люди видели намедни,
Темной ночью на заре,
Это верно и не бредни,
Там на камне-дикаре» ((В. Хлебников «Ночь в Галиции», 1913)).

Это стихотворение создано в начале ХХ века под впечатлением от этнографического сборника Сахарова и описанное в нём народное мировоззрение галичан мало отличается от описанного в «Слове о полку Игореве…» мировоззрения дочери вышеупомянутого галицкого князя 12 века Ярослава Осмомысла Ефросиньи Ярославны, которая собиралась летать обернувшись птицей, укоряла ветер и солнце, обращала просьбы к реке порадеть о своём муже.

В) В некоторых вариантах былины о женитьбе Потока (Потыка) его невеста- жительница Подолии.

Потыка отправляют в землю Подольскую за данью. На заводях он встречает лебедь белую, которая называет себя: «Королевична да я подолянка» (Гильф, 6). Владимир дает Потыку поручение съездить в землю Подольскую, взять там русскую красавицу Марью лебедь белую, подолянку, королевичну (Гильф. 40). Владимир посылает Потыка в Подолье Лиходеево, где он встречает царскую дочь, которая зовется «Марья подоленка дочь Лиходеевна». Впоследствии наехавший на Киев царь Вахрамей Вахрамеевич увозит её в землю Волынскую (Рыбн. 166) ((И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин «Былинная история», СПб. 1997, С. 335-336))

В. Тропинин «Девушка с Подолья»
В. Тропинин «Девушка с Подолья»
В. Тропинин «Девушка с Подолья»
В. Тропинин «Девушка с Подолья»
Подолянка, фото С. Томас
Подолянка, фото С. Томас
Подолянка, фото С. Томас
Подолянка, фото С. Томас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.