Збручский идол вне тумана

То, что Идола не прятали ни от христиан, ни от завоевателей подтверждают раскопки близлежащих языческих святилищ на горах Бохит, Говда, городища Звенигород, Бабиной долине. На этих объектах нет следов разорения, ценные вещи -железные изделия и украшения из серебра и золота остались на своих местах ((Русанова И.П., Тимощук Б.А. «Языческие святилища древних славян», М.1993. С.50, 93.)). Многочисленные находки костных останков людей, которые некоторые исследователи считают следами военных действий на этих городищах-святилищах, а Русанова и Тимощук – следами человеческих жертвоприношений, могут иметь и другое объяснение, в корне отличное от этих полярных мнений. Об этом будет рассказано главе 4 «Капища, усеянные костями».

Вопрос для чего Идола поставили в реку, и кто это сделал, остаётся открытым. Но на него есть ответ. Ниже будет приведена наиболее внятная на сегодняшний день гипотеза, проливающая свет на эту загадку. Но для начала ознакомимся с «исторической родиной» Изваяния и её обитателями.

2. Адрес места нахождения языческой святыни и его окрестности

«Красо України, Подолля!»
Л. Украинка

Збручскй Идол был найден на западе современной Украины,территории, славянское население которой в течение почти полутора тысяч лет воевало с соседями и пришлыми захватчиками (кочевниками южнорусских степей, Великой Моравией, Киевской Русью, Золотой Ордой, Венгрией, Польшей, Литвой, Турцией, Австро - Венгрией и Россией), но сохранило до наших дней свои этнические особенности, отличные от других славянских народов.

Збручский идол вне тумана
Подольский рушник «стенка на стенку». Фото из «Вишиваний рушник східного Поділля»Є.Причепій, Т.Причепій. К., Родовід, 2007 (мужской пол фигур определяется по широким поясам, длине рубах и прическе – девушки носили одну косу, бабы-прятали волосы, а мужчины по одному или несколько чубов или волосы до плеч)
Шеренга галичан в традиционных костюмах
Шеренга галичан в традиционных костюмах

Река Збруч (другое название Родвоч, вероятно, отымённое от Родвой), в которой был установлен Идол, впадает в Днестр, чьи берега с прилегающими землями являются «одной из древнейших территорий славянской цивилизации». С Днестром связываются первые письменные упоминания о Славянах под их собственным именем - склавины. Готский историк VI в. Иордан отметил, что Днестр течет по славянской земле и разделяет славян на две большие группы: склавинов и антов. Днестр фигурирует и в тех источниках, где идет речь о расселении восточных славян VIII-IX вв. Древнерусский летописец Нестор в недатированной части Повести Временных Лет писал уличи и тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви… ((И.П. Русанова, Б.А. Тимощук «Языческие святилища древних славян», М. 1993)).

Баварский географ (9 век) сообщает, что у славянских племён тиверцев и уличей было множество укреплений, что говорит о постоянном отражении агрессии.Эта особенность сохранялась на рассматриваемой территории в течение тысячелетий. Самые ранние укрепления – так называемые Трояновые валы построены в начале н.э., а сельские дома местных жителей «обисти» до начала ХХ века выглядели так: дом «был окружен валом на 2-3 локти или некоторые окружали рвом и кругом обсаживали ивами. Именно этим подольские села отличались от других... Каждое обистя мало ворота»(((Подоляны (этнографическая группа) ))).

До сих пор эти территории называют «край вечной войны», «вечное поле битвы», их усеивают руины средневековых оборонительных сооружений с древними отыменными названиями, в которых сохранились, вероятно, имена, прозвища и племенная принадлежность славянских вождей: Кривче, Жванец, Бучач, Меджибож, под некоторыми есть следы более ранних построек.

Кроме наземных укреплений, земли по обеим сторонам Днестра изобилуют подземными ходами и рукотворными пещерами, есть они и в непосредственной близости от места нахождения Збручскиго Идола ((Головацкий Я. Об исследовании памятников русской старины, сохраняющихся в Галичине и Буковине // Труды первого археологического съезда 1869 года. - М., 1871. - Т. 1. С. 212)). Известно, что подземные ходы эффективны только тогда, когда сведения о них сохраняется населением в тайне от чужаков и этот факт определенным образом характеризирует местных жителей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.