Збручский идол вне тумана

Знаменательно, что мать идёт отмаливать растерзанного ребенка не в церковь, а в священный языческий локус - на перекрёсток дорог, а факт гибели ребенка связывается с обработанной нивой, то есть воспринимается как жертва Матери-Сырой Земле:

«- Ох ты, нiва мая, ты паораная,
Ты, дзецiна мая, ты разорванная,
На растонушках да й отмулёвана! ((Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья (по записям 1975 г.)», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1981, №1, с. 230)).

Такую же «языческую реакцию» в шоковом состоянии горя от потери родных и массовой гибели народа мы видим и у православного князя Ингваря Ингоревича, он, хотя и позвал попов, но: … похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных…и собрал рассеченные части тела брата своего…и повелел нести их нести во град Рязань, а честную главу его сам князь…до града понёс и целовал её любезно…((Повесть о разорении Рязани Батыем/Литература Древней Руси, М. 1990, С.188, 190)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *