Збручский идол вне тумана

Церковь, таким образом, выступает как своеобразная арена борьбы, где сталкиваются не только герои былины, но и «боги», стоящие за ними. Знаменательно, что здесь язычество, «подпирающие» Дюка, одерживает верх над христианством. В данном случае былина отражает явления, свойственные эпохе появления и распространения христианства на Руси, когда язычество было ещё достаточно сильно, нередко одерживало верх над христианством, а последнее воспринимало языческие черты… ((И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин «Былинная история», СПб. 1997, С. 239)).

Описанная в былине ситуация двоеверия в Галицком княжестве подтверждается данными археологических раскопок на городищах-святилищах 9-13 веков близ места находки Збручского Идола, где среди жертвоприношений языческим богам найдены предметы христианского культа: иконка, разнообразные кресты ((И.П.Русанова, Б.А.Тимощук «Языческие святилища древних славян»)). После победы Дюка князь приглашает его на аудиенцию в свой терем, тот пафосно отказывается, пеняя князю на неласковый первый приём: Владимир ты князь да стольнокиевский!/ Как ведь с утра солнышко не опекло,/ Под вечер солнышко не огреет, - / На приезде молодца ты не учествовал,/ А теперь на поезде не учествовать. И уехал ((Былины, М. 1988, № 49, «Дюк Степанович и Чурила Пленкович», с.382)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *