Збручский идол вне тумана

Иногда такие цепочки располагаются вышецентрального сакрального изображения, например, церкви, двуглавого орла, дерева жизни, богини с конями и птицами, и т.п., и в этих рядах вряд ли изображены люди, скорее более мелкие и многочисленные мифологические персонажи, например, берегини. Однако бывает и так, что на ярусах с изображением «череды» отчетливо читаются вполне человеческие фигуры, обычно это нижние или средние ярусы.

фото оригинала, справа над плечом едва заметна маленькая фигурка
фото оригинала, справа над плечом едва заметна маленькая фигурка

На центральной грани среднего яруса ЗИ над женским плечом едва просматривается небольшая, как бы парящая фигурка, которая скорее всего означает душу или духа. Поскольку на Изваянии нет лежащих (спящих, усопших) фигур, то это не дух, отлетающий от уснувшего или покойного, это душа, ищущая нового воплощения, то есть перед нами пожелание беременности, так как в народной традиции беременные считались и назывались двоедушницами.

Эта композиция как бы иллюстрирует традиционное древнерусское пожелание правителю: Господи! Дай же князю нашему силу…, храбрость…, разум…, мудрость…и умножь, Господи, всех людей под пятою его ((Моление Даниила Заточника/ Литература Древней Руси, М. 1990, С. 173)). На скульптуре пожелание умножения людей находиться «под пятой» центральной фигуры - женщины с рогом, символом изобилия.

Хороводы на Зеленые Святки. Фото из «Вишиваний рушник східного Поділля». За спинами участников «парят» души будущих детей
Хороводы на Зеленые Святки. Фото из «Вишиваний рушник східного Поділля». За спинами участников «парят» души будущих детей

Распоясаность фигур этого яруса подтверждает наши предположения, так как отсутствие пояса в славянской культуре с древности и до наших дней символизирует свободное поведение вообще и, в частности, половое общение, ведущее к чадородию, то есть умножению людей, например, в песне «Тополиный пух» группы Гражданская оборона находим: «Ты сама развяжешь поясок на платье/ Больше не жалея девичьей красы…»

Встреча Весны, чествование прилетевших птиц. Фото из «Вишиваний рушник східного Поділля». За спинами участников «парят» души будущих детей
Встреча Весны, чествование прилетевших птиц. Фото из «Вишиваний рушник східного Поділля». За спинами участников «парят» души будущих детей

Точно такой же мотив встречается на рушниках родины Збручского Идола, Подолии, с вышивками Весны, которая определяется по наличию птиц и обилию цветущих растений. Как известно, весенние обряды Встречи Весны, Зеленые Святки были молодёжными, то есть связанными с любовью, выбором пары и в конечном счете, направленными на брак и рождение потомства. На вышивках подольских рушников над плечами людей, занятых весенними хороводами «парят» небольшие антропоморфные полу-фигурки, точно так же, как на соседних гранях среднего яруса ЗИ, между женской и мужской фигурами «зависла» малютка-душа.

На рушнике с условным названием «Встреча Весны, птиц», мы видим композицию, в общих чертах соответствующую композиции Збручского Идола: три яруса, на верхнем и нижнем ярусах более крупные фигуры, на среднем, как бы «разделительном» - череда более мелких человекообразных фигур, над плечами которых «парят» ещё более мелкие фигурки. Такую же схему, правда без парящих «душ», видим и на другом подольском рушнике: три яруса, на верхнем и нижнем более крупные фигуры, на среднем – хоровод более мелких человечков.

Для нашего исследования важно то, что композиция среднего яруса Збручского Идола имеет множественные аналоги в народном искусстве всех восточных славян, а именно в тканых и вышитых композициях ритуальных предметов – рушников. Конкретно на подольских рушниках такие аналогии прослеживаются до мельчайших деталей. Вся композиция Идола, изваянного на Подолье совпадает с композицией по крайней мере двух рушников, вышитых на Подолье своей трехярусностью, масштабом изображений верхнего и нижнего ярусов по сравнению с изображениями среднего, хороводом человеческих фигур на среднем ярусе и изображением более мелких фигур над плечами хороводников.

А если «заглянуть» чуть дальше, в русско-белорусское Полесье, то обнаружатся ещё более удивительные совпадения, что понижает вероятность их случайности.

9. Фигура с фасада нижнего яруса Збручского Идола и её вытканный близнец

Фото из «Арнаменты Падняпроуя», Мiнск 2004, № 190, с. 521; № 191, с.521
Фото из «Арнаменты Падняпроуя», Мiнск 2004, № 190, с. 521; № 191, с.521
Збручский Идол, оригинал
Збручский Идол, оригинал
Збручский Идол, оригинал
Збручский Идол, оригинал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.