Збручский идол вне тумана

«2) технологическая и композиционная сложность исполнения изваяния на несколько порядков превосходит потенциально «языческую» каменную скульптуру I тыс. н.э. из восточнославянского ареала»;

Это так, но что нам мешает считать временем изготовления Идола, более позднее, например, начало II тысячелетия н.э.? (о такой возможности - ниже). В целом же в истории есть масса примеров, когда авторы оригинальных произведений на много столетий, а иногда навсегда, опережали своих соотечественников и потомков, работавших в традиционном для данного времени стиле (например, работы испанского архитектора Гауди или литературное произведение «Слово о полку Игореве…»).

«3) в ближайшей к месту находки округе нет археологических памятников IX–X вв., соответствовавших бы уникальному уровню исполнения скульптуры, хотя экспертиза материала говорит именно о местном её производстве»;

Тоже верно, но, во-первых, это говорит лишь о том, что Идола могли изваять и после Х века. Во-вторых, археологические памятники у Збруча, близ которых по данным экспертизы был взят пильный камень для ваяния Идола, нельзя считать не соответствующими «уникальному уровню исполнения скульптуры», так как «примитивные» для сторонних наблюдателей сооружения, в том числе и капища вовсе не предполагают не развитых мифологических представлений и отсутствия на их «балансе» драгоценных высокохудожественных произведений. Отошлем Комар и Хамайко к «примитивным» религиозным сооружениям скифов, которые согласно письменным источникам, представляли собой, всего-то, кучи хвороста с воткнутыми в них мечами. Однако это не мешало великолепию скифского искусства вообще и ритуальных предметов в частности.

«4) в восточнославянском ареале пока неизвестны другие изображения четырехликих персонажей и многоярусные художественные композиции IX–X вв.»;

Истинно четырёхликий идол – у него 4 лица на одной голове и шее
Истинно четырёхликий идол – у него 4 лица на одной голове и шее

Мы не будем искать других «четырехликих персонажей», потому даже если они и есть, к Збручскому Идолу они не имеют никакого отношения, так как на Идоле из Збруча нет «четырехликих персонажей».Давайте будем точными: четырехликим можно назвать персону у которой на одной шее одна голова на которой имеются 4 лица, это выглядит так:

А на верхнем ярусеЗбручского Идола лицо каждой из 4 фигур принадлежит только одной голове и телу в полном соответствии с анатомией, это четыре отдельные особи, стоящие спиной друг к другу.Единственно, что их объединяет – это княжеский головной убор, один на четверых.Эта шапка выглядит так же, как одна корона на двуглавом орле в гербе Российской Империи, возможно, и символизирует, очевидно, примерно тоже- объединение единой властью сверху.

Збручский идол
Изображения на гранях и ярусах ЗИ

Единственно правильное и точное краткое название изображений верхнего яруса – ЧЕТЫРЕХСУЩЕЕ ЕДИНСТВО, но это только о верхнем ярусе, всё Изваяние можно назвать четырехгранным, трехъярусным, многофигурным, многозначным–не более того.

Придерживаясь строгой логики, многоликость или многоголовость можно допустить лишь у изображения нижнего яруса. Здесь мы видим антропоморфную фигуру с двумя ногами, согнутыми в коленях, одним телом, у которого шесть рук и одна голова с тремя лицами или, как вариант, фигуру с двумя ногами, тремя торсами с нормальным количеством рук у каждого тела и тремя головами, по одной на каждом теле с нормальным количеством лиц на каждой голове. Очевидно одно: антропоморфное существо с нижнего яруса представляет собой ТРЕХСУЩЕЕ ЕДИНСТВО. Это изображение тоже можно сопоставить с изображением герба Российской Империи, с орлом у которого две лапы, одно туловище и две головы, что означает общий корень того, что расположено выше.

О наличие «многоярусных художественных композиций» восточнославянском ареале мы расскажем ниже, в отдельной главе по причине обширности материала.

«5) сочетание сразу нескольких божеств в одном идоле противоречит всему корпусу письменных известий о славянском язычестве, а полная антропоморфность персонажей- данным о восточнославянских идолах»;


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.