Збручский идол вне тумана

Церковь, таким образом, выступает как своеобразная арена борьбы, где сталкиваются не только герои былины, но и «боги», стоящие за ними. Знаменательно, что здесь язычество, «подпирающие» Дюка, одерживает верх над христианством. В данном случае былина отражает явления, свойственные эпохе появления и распространения христианства на Руси, когда язычество было ещё достаточно сильно, нередко одерживало верх над христианством, а последнее воспринимало языческие черты… ((И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин «Былинная история», СПб. 1997, С. 239)).

Описанная в былине ситуация двоеверия в Галицком княжестве подтверждается данными археологических раскопок на городищах-святилищах 9-13 веков близ места находки Збручского Идола, где среди жертвоприношений языческим богам найдены предметы христианского культа: иконка, разнообразные кресты ((И.П.Русанова, Б.А.Тимощук «Языческие святилища древних славян»)). После победы Дюка князь приглашает его на аудиенцию в свой терем, тот пафосно отказывается, пеняя князю на неласковый первый приём: Владимир ты князь да стольнокиевский!/ Как ведь с утра солнышко не опекло,/ Под вечер солнышко не огреет, - / На приезде молодца ты не учествовал,/ А теперь на поезде не учествовать. И уехал ((Былины, М. 1988, № 49, «Дюк Степанович и Чурила Пленкович», с.382)).

Предполагается, что первоначально былина сложилась в Галицко-Волынской земле … и в пору соперничества феодальных княжеств изображала свою землю и богаче, и выше в культурном отношении, чем Киев. …Ситуация, представленная в былине, - возможное отражение исторической обстановки, сложившейся в первой половине 13 века, когда Галицко-Волынское княжество не только соперничало с Киевом, ни и включало в себя Киевское княжество (при князе Данииле Галицком)((Былины, М. 1988, С. 545)). Это было время, когда функционирование языческих святилищ на реке Збруч подходило к своей последней фазе.

Однако известно, что былины содержат в себе напластования разных времён, поэтому есть вероятность более раннего возникновения былины. Судите сами, богач Дюк много путешествует, но почему-то о соседнем Киеве он узнает от встречных странников. Такая ситуация возможна только во время начальной истории Киева, то есть примерно в 6- 8 вв. н.э. Как было отмечено выше, именно в это время вождь волынян Маджак возглавил союз славянских племен, проживающих на территориях нынешних Карпат, Волыни и Галиции.

Несмотря на то, что город Галич по сведениям письменных источников значительно моложе Киева, земли Галиции были заселены славянами очень рано, здесь с древности добывалась соль, и в целом жители этих мест были по сравнению с окружающими племенами более зажиточными. Во времена Галицко-Волынского княжества (12-13 века) на Волыни добывали и экспортировали янтарь и розовый шифер из которого изготовляли популярные вплоть до 13 века пряслица. Некоторые исследователи считают, что эти «шиферные пряслица» использовались в качестве денег.

Б) Во многих вариантах былины «Козарин» герой рождается в Галиче,

«у Петра, купця богатого» (опять подчеркивается богатство). Это богатырь с «трудным детством» и нелегкой судьбой, но такой же гордый, не прощающий обид от «вышестоящих товарищей», как и Дюк Степанович.

Неприятности у Козарина начались с рождения: «На роду Козарина испортили…»((А.Д. Григорьев «Архангльские былины и исторические песни, том 1», СП.б, 2002, «Козарин», № 56, с. 221)). Поевились на на крестинах люди злы-лехи, -/ Остудили Михайлушка от батюшка, / От батюшка, от родной матушки…((Там же, «Михайло Козаренин», № 89,с. 285)).Эти «злые - лихие» люди «появившиеся» на крестинах, то есть пришедшие незвано, очевидно местная «группа сопротивления христианизации»,наславшая магическое наказание на семью принявшую новую веру. Известно, что так называемое «родовое проклятие» накладывают адепты «черной магии», в случае с Козарином, весьма сильные, ведь им удалось перебороть естественный инстинкт любви родителей к своему ребёнку.

Ребенка вырастила бабушка – задворенка, выкормив младенца молоком козы (почти как Зевса)), оттого его и прозвали Козарином((Там же, «Михайло Козаренин», № 89, с. 285)). Такое воспитание обычно для детей аристократов, которых с рождения отдавали в деревню кормилицам. В некоторых вариантах былины Козарин является представителем княжеского рода((А.Д. Григорьев, «Архангльские былины и исторические песни, том 1», СП.б, 2002, «Козарин», №157, с. 472)). Козарин стал богатырем и спас от татарской неволи свою сестру (иногда и брата), привез в Галич, к родителям. Отец вышел из дома встречать младшего сына и дочь, а на старшего сына, их спасителя «оцьми не звёл»((Там же, С. 289)). Оскорбленный Козарин уезжает со словами «не впервой я к вам зашел, да в последний раз». Или наоборот, родители приглашают его в дом, но он уезжает, не приняв их благодарность((Там же, №84, с. 276)).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.