Кости

Кости (людей, животных, мифологических персонажей) в народных представлениях выступают как сакрализованные предметы, отношение к которым определяется христианской традицией (мощи, останки предков, погребённых в соответствии с обрядом), и как объекты, связанные с потусторонним миром («кости мертвецов», останки «заложных» покойников).

В отношении к человеческим останкам определяющим является запрет трогать («беспокоить») Кости покойников: нельзя перекапывать старые могилы; при нахождении костей во вновь вырытой могиле необходимо бросить туда монету, чтобы «откупить место» (общеслав.). Ритуальные действия с Костями в южнославянском обряде «вторичного погребения» (Болгария, Македония, юж. Сербия, Хорватия) способствовали окончательному определению статуса покойника (праведник, грешник, вампир) и его загробной участи.

Непогребённые Кости могли стать причиной появления ходячего покойника. Известны рассказы о том, как нашедший на дороге кость мертвеца пригласил её на обед (Словения), как девушка позвала случайно найденную Кость на свадьбу (Белоруссия) — в результате мертвец явился и наказал потревоживших его.

Представление о Кости как вместилище души нашло отражение в идиоматических выражениях: ср. „у него душа запеклась в костях“ (об очень старом человеке, „зажившемся“ на свете). Пока сохраняются Кости человека, остаётся жива и его душа, и это является залогом будущего воскресения из мёртвых (серб.). По белорусским верованиям, у человека есть одна Кость, в которой сосредоточивается „причастие“. После погребения она сохраняется в земле до Страшного суда, когда из неё восстановятся все тело и Кости умершего.

В отличие от людей, у чертей и вампиров нет Костей (серб., Косово). Наличие „лишних“ Костей также свидетельствует о не вполне „человеческой“ природе того или иного существа. По белорусскому поверью, „асилки“ (богатыри -силачи) имеют в своём теле так называемые чертовы ребра.

Освященные Кости животных от ритуальных трапез на масленицу, Пасху, Юрьев день, день св. Игната, Рождество запрещалось выбрасывать, как и другие остатки пищи (скорлупу от яиц, крошки от кулича) — их тщательно собирали и сохраняли для разного рода магических целей. Пасхальные Кости закапывали или втыкали в землю, чтобы избавиться от сорняков и полевых вредителей и повысить плодородие земли и скота. Сжигание освящённых Костей должно было предотвратить дождь (бел.) или остановить грозу (словен.). Подвешивание или забрасывание Кости на чердак, затыкание под стреху или в стену дома защищало от молнии (вост. Польша, Белоруссия, Полесье, с.-зап. Хорватия, Словения. Пускание Кости по воде применялось в некоторых полесских селах в семьях, где был утопленник. В Болгарии этот ритуал приурочен к Юрьеву дню: Кости жертвенного ягнёнка бросали в проточную воду от града, в Добрудже — „чтобы овечье молоко так же текло, как течёт вода“ (см. Пускать по воде).

Гадания по Костям животных особенно распространены у южных славян и приурочены к кануну Нового года (Сербия), к масленице (Словения), к Юрьеву или Ильину дням (Болгария). По форме, цвету, пропорциям лопаточной Кости домашнего животного судили об удаче в личных и общественных делах на предстоящий год.

Кости животных и людей использовались в магии как приворотное средство, как способ сделаться невидимым (так называемая кость-невидимка, получаемая из сваренной в полночь чёрной кошки), для наведения порчи (ведьмы подбрасывали Кости животных в хлев или в борозду), как оберег от »коровьей смерти» (клали Кости из могил во двор).

Повсеместно у славян бытует поверье о «мертвой кости» или «навьей кости» (нарост на теле), которая может стать причиной беды или смерти. Появление её связывают с нарушением запрета работать в четверг на троицкой неделе — укр. Навський Великдень, т. е. «Пасха мертвых». Чтобы избавиться от «мертвой кости», тёрли руку о скобу церковной двери (рус.); тёрли нарост костью с кладбища (пол.) или давали погрызть его ребёнку, родившемуся после смерти отца (серб.); прикладывали Кость мертвеца во время колокольного звона (укр.); привязывали к руке взятую из могилы серебряную монету (макед.) и т. д.

В народной медицине использовались Кости от ритуальных трапез, Кости мертвецов и павших животных.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *