Збручский идол вне тумана (часть 2)

Скорее всего мы никогда не узнаем имени автора Изваяния из Збруча, однако, в рассматриваемое время в данном месте мастера ваяния отмечены в письменных источниках и фольклоре. В Галицкой Летописи упомянут Авдей – каменных дел мастер, выполнивший главный вход и фигурные изваяния портала храма Св. Иоанна Предтечи, сооруженного в 1259 году в подольском городе Холм по приказу короля Даниила Романовича. Летопись называет Авдея "хытрецъ" – в смысле особенного искусства, выказанного им при работах.

В одной из колядок Галицкой Руси, записанной в 19 веке Я.Ф. Головацким упоминается этноним мастеров-строителей церкви из камня и бревен, это волохи, потомки даков, фракийцев и кельтов, в культуре которых с древности сохранялись навыки каменного зодчества. С другой стороны, после падения Рима романизированные племена этих мест подверглись значительной славянизации как в духовной культуре, так и в быту. В частности, в народной культуре румын и молдаван, как и у славян наблюдается особое «пристрастие» к рушникам – универсальным предметам Средневековья.

Интересно, что в этой песне-величании хозяина дома рассказывается о строительстве храма ярусами умелыми мастерами- волохами (каменщиками и плотниками), которым князь не дает достроить церковь. Заметим, что обычно в жанре величаний описывается «идеальный Мир» максимального благоденствия.А тут по приказу пана волохов заключают в темницу, а драгоценные металлы с глав храма отправляются в панскую казну для его славы и богатства:

«А на ных луках, на ных широких
Ген там Волоси (волохи) церьков мурууть,
Ой коло споду каменичейком,
А в середине деревечейком,
А к вершечкови среблом, золотом:
Видели ми то панские слузы,
Скоро ввидели, пану повели:
Идьте же вы, идьте, Волохов возьмете,
Волохов возьмете, в темницю всадете,
В темницю всадете, сребло заберете,
Сребло, золото пану на славу!»((«Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. М. 1878. Ч. 2. с. ))

Молдованин с Подолья
Молдованин с Подолья

То есть пану нет дела до христианской культовой постройки, но кем- то нанятых (другим паном или обществом) мастеров - волохов он велит не убить, а пленить, и вполне вероятно, что им сохранили жизнь для выполнения иных работ, например, для постройки пану каменного терема или изваяния типа Збручского Идола… (пора ставить точку, а то понесет по волнам безудержных фантазий!).

Однако сдерживая себя в привязке истории создания Збручского Идола в 12-13 веках в Галицко -Волынском княжестве к песне 19 века с той же территории о каменотёсах, мы должны помнить о том, что именно здесь, в Западной Украине (Карпатах и близлежащих местностях), с начала 19 столетия учеными фиксируются в наиболее большом количестве так называемые «песни-хроники», отражающие исторические события и реальные факты частной жизни обычных людей и эти хроники имели родство и с другими жанрами украинского фольклора.

Как отмечал А.И.Дей, одна из важных черт украинских песен-хроник – злободневность содержания. Обычно они создаются и создавались непосредственно после событий, но иногда использовали в качестве материала устные рассказы о фактах сравнительно недавнего прошлого…. Иногда такие песни – «новины» в основе своей имели более древнюю песню о похожем событии, хорошо подходившую для переделки на новый лад((С.Н. Азбелев Русские исторические песни в иноэтническом контексте. В сборнике Русский фольклор ХХVII, С-Пб, 1993, с. 17, 18, 19, 21)).

Насколько может быть глубока народная память в подобных текстах можно судить по следующим примерам. В среде православных верующих до настоящего времени бытует стих о Егории Храбром». В начале ХХ века видный русский ученый Б.М. Соколов написал монографию, в которой доказал, «что основой так называемого Большого стиха о Егории является историческая песнь ХI в., которая была посвящена … деятельности Ярослава Мудрого» (в крещении Георгий), и эта песня лишь потом слилась с духовным стихом о мучениях св. Георгия ((С.Н. Азбелев, Новые работы о русском эпосе, Русский фольклор ХХХI, С-пб, 2001, с. 413, 414. Соколов Б.М. Большой стих о Егории Храбром: Исследования и материалы, М. 1995, с.52, 53)).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.