Збручский идол вне тумана (часть 2)

Расхожее мнение о том, что после крещения княжеской верхушки у восточных славян языческая жизнь теплилась «по украинам» и не могла воспринимать новшества или самостоятельно порождать их, в том числе и в искусстве ваяния, не выдерживает критики. Многочисленные находки на капищах импортных предметов христианского культа и их копий местного изготовления, а также своих оригинальных изделий свидетельствуют о том, что языческая религия и культура свободно перенимали всё то, что считали необходимым и производила свои, только ей присущие реалии.

В духовной жизни такой языческой реалией была древняя традиция клятвоприношений, дожившая до наших дней. Воины клялись своим оружием, знать честью, простолюдины тем, что им было дорого: родней, жизнью, здоровьем, частями тела. До сих пор в быту сохраняются «сниженные» варианты некогда сакральных клятв: «зуб даю», «дам руку на отсеченье», «не сойти мне с этого места», «клянусь мамой», но не «честью», то есть сохраняется память о том, что честью могли клясться только знатные воины, хотя по нынешним понятиям наличие чести может иметь место у любого человека. Всё это реликты языческой культуры, так как для христиан все эти разнообразные до христианские клятвы были запрещены, всё сводилось к целованию креста.


Збручский идол вне тумана (часть 2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *