Збручский идол вне тумана (часть 2)

И что самое удивительное, позы и жесты всех остальных персон, изображенных на остальных ярусах ЗИ из «той же серии», разобраться в которой нам поможет лингвистика, а конкретно – исследования замечательного русского ученого, академика О.Н. Трубачёва, который выявил в праславянском языке чёткие различия трех видов «торжественного обещания» – клятвы, присяги и роты: *kletva от * kloniti, склоняться, то есть «коленопреклоненная клятва», *prisega от *segati, досягать, дотягиваться, припадать, то есть, «клятва с прикосновением к предмету», *rokta от *rekti, изрекать, то есть «словесная клятва-формула» ((Славянские этимологии 8-9/ Труды по этимологии. Слово-История-Культура, Том 1, М. 2001, С. 602)).

В наше время публичные торжественные обещания сохранились, например, в воинской традиции где используются все три вида древних клятв с применением «языка тела»: преклонение колена перед знаменем - это дословно «клятва», взятие края полотнища и его поцелуй – «присяга», произнесение текста воинской присяги дословно – «рота».

Вернемся к персоне с нижнего яруса, точнее к весьма информативно для нашего исследования месту расположения «солярного знака» (шестилучевого колеса) на тыльной стороне этой фигуры. Подобные изображения распространены с глубокой древности у многих народов, в том числе и славян, у которых это знак считался «громовым», «грозовым» или даже «знаком славянства», который применялся в магических целях в самых разных ситуациях.

Его изображение помещали на различных предметах и постройках как знак свершившегося удара Громовержца в это место, для защиты от ударов молнии, по принципу «в одно место молния дважды не бьёт». Словенцы вырезали этот знак так же на корытцах для замешивания теста, что связано с поверьем (основанном на реальном физическом эффекте) о том, что некоторые продукты лучше киснут в грозу, а хорошая закваска весьма важна для традиционного славянского хлебопечения.

Знак «громового колеса», сзади коленопреклоненного триединого мужчины с нижнего яруса Изваяния, говорит нам о том, что он был или считался поверженным силой Перуна или его почитателей. Вся эта сцена представляет собой иллюстрацию к сохранившимся до наших дней языческих заклятий типа белорусского «нехай пярун тябе вибие!» или русского «разрази тебя гром!». Аналогичное «поражение громом» человека, только не в спину, а в живот можно увидеть на донце русской прялки((см. об этом подробно в работе «Две тайны одной прялки, причастные к культу Перуна»)).

Итак, «язык тела» коленопреклоненной триединой персоны с нижнего яруса со всей очевидностью показывает нам клятву воина и это вынужденная клятва побежденного, так как фигура располагается внизу, стоит на двух коленях (обычно воины преклоняли одно), не имеет одежды и в её «тылу» находится знак Громовежца. То есть просматривается суть этой клятвы – «пакт о ненападении». Возможно, это символическое изображение трех предводителей родственных племен или трех правителей одной земли, вынужденных присягнуть «вышестоящим товарищам» с верхнего яруса ЗИ. Детальный анализ исторической ситуации периода 12-13 веков на территории Подолии и Галиции быть может даст больше конкретики, однако, на мой взгляд, это тема для отдельного исследования.

б) средний ярус

Позы четырех фигур (две мужские и две женские) этого яруса одинаковы: руки прижаты локтями к телу и раскинуты в стороны, кисти рук изображены тыльной стороной к наблюдателю (обозначены ногти). А вот как описывают их позы Комар и Хамайко: …божество среднего яруса — с анатомически неестественным положением рук и без задуманного ритуального жеста (имеется ввиду жест Оранты).

Причём тут жест Оранты, при котором воздетые вверх руки повернуты ладонями к зрителю, когда как фигуры среднего яруса ЗИ держат руки прямо противоположно: полуопущенными вниз с повернутыми от зрителя ладонями? Уму непостижимо, как можно было «заподозрить» жест Оранты у фигур среднего яруса ЗИ (сравни фото), не иначе, как Идол «застит глаза».

Жест Оранты
Жест Оранты
Жест Оранты
Жест Оранты
Жест фигуры среднего яруса
Жест фигуры среднего яруса
Жест фигуры среднего яруса
Жест фигуры среднего яруса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.