Крест

Крест — один из древнейших сакральных знаков в мировых мифопоэтических и религиозных системах; главный символ христианства (является также монограммой имени Христа). В народном орнаменте Крест называется «божьим знаком» (макед.); Крест и его разновидность (свастика) выступает как солярный знак: символизирует свет (солнцеи плодородие; представляет собой также геометризованный вариант мирового дерева.

В христианской традиции известны различные типы Креста: Т-образный («тау-крест»); «крест св. Андрея» с диагональной перекладиной; «латинский» (равноконечный, но чаще с удлинённой вертикальной перекладиной) и «греческий» (равноконечный, иногда с расширениями на лопастях) крест. У южных славян Крест латинского типа встречается на надгробиях, прялках, в орнаменте (Сербия, Босния, Герцеговина, Черногория, Македония, особенно часто Далмация), но в целом преобладает Крест греческого типа (на надгробиях, прялках, пасхальных яйцах, обрядовых хлебах, над входом в дома). Равноконечный Крест как княжеский знак встречается на документах с XII в.

Знаком Креста отмечались предметы, наделяемые в традиционной культуре сакральным статусом, почитаемые или опасные места. Вырезали Крест на бадняке(полене, сжигаемом в Сочельник); во время горения сторона с Креста должна была находиться сверху (хорваты). Крест делали ножом на нижней стороне караваяхлеба перед его разрезанием (поляки). На Крещениевосточные и западные славяне почти повсеместно чертили дымом Крест на дверных притолоках. Крест ставили возле очага, на границе села, на перекрёстке, в поле, под деревом (у южных славян Крест ставили рядом с почитаемым общиной деревом или вырезали Крест на дереве, см. Деревокультовое).

Для обрядовых целей Крест изготавливали из липы, орешника, рождественской соломы, рождественского полена, колосьев, теста, глины. Как основной обрядовый атрибут Крест выступает в ритуалах, приуроченных к Крещению (погружение Креста в прорубь — «иордань»); Вознесению или Юрьеву дню — обходы сел с крестным ходом, иногда с целью вызывания дождя; дню Ивана Купалы (св. Яна) — сжигание Креста, сделанного из разбитых бочек (сев. Словакия). На Воздвижение (укр. чесный хрест, болг. кръстов ден, серб, крстовдан) скот мазали дёгтем, изображая при этом знак Креста (серб.). На Средокрестье (среда на 4-й, Крестопоклонной, неделе Великого поста) выпекали печенье в виде Креста, которое использовали при первом выгоне скота, при засевании, при гаданиях об урожае и судьбе (восточные славяне).

Изготовленный из бадняка Крест сербы бросали в первую засеянную борозду; сажая курицу на яйца, помечали каждое знаком Креста, чтобы вылупились цыплята.

Чтобы удался хлеб, перед выпечкой делали Крест из теста на дверях (Метохия). Если женщина хотела забеременеть, она надевала фартук с вышитыми Крестами (Македония).

Значение Креста как оберега связано с символикой закрещивания: осеняли себя (или объект, на который направлено действие) крестным знамением, начиная или заканчивая работу, выходя из дома, отправляясь в путь, садясь за стол, отходя ко сну. Крест защищал от града, дождя, грозы: в Сербии ставили освящённые деревянные Кресты на границе села; поляки устанавливали на поле Крест из обгоревших в пасхальном костре ветвей как защиту от молнии. В восточной Словакии считали, что в дерево, на котором вырезан Крест, не бьёт гром. Чтобы остановить дождь, делали Крест из соли (северо-восточная Болгария).

Кресты в доме и на хозяйственных постройках изображали мелом, свечой, чесноком, кровью жертвенного животного, тестом, дёгтем.

Нательный Крест — неотъемлемый атрибут христианина, который человек получал при совершении таинства крещения и с которым не расставался всю жизнь. Обмен нательными Крестами составляет часть обрядов кумления или побратимства (рус. крестовое братство). Потеря нательного Креста предвещала несчастье или внезапную смерть (Владимир.). Крестом отпугивали демонических существ и зверей, встреча с которыми опасна или сулит несчастье: черта, вампира, русалку, волка, зайца и др. Крест широко используется в магии и гаданиях.

В погребальной обрядности и верованиях Крест фигурирует как символ смерти. Могильные Кресты (особенно антропоморфные конструкции) выступают как субститут покойника или как вместилище его души. У белорусов самые большие Кресты ставились на могилах стариков, маленькие — на могилах детей. «Женские» Кресты отличались толщиной. В Шумадии Крест на могиле ребёнка одевали в его одежду. В Полесье иногда на Кресте на женских могилах вывешивали фартуки, а на мужских — рушники.

Придорожные, памятные, поклонные, обетные, обыденные кресты имеют статус местных святынь. Их функции — оберегать посевы от града (у сербов) селения от болезней и засухи (у восточных славян), обозначать места погребения «заложных» покойников (например на перекрёстках дорог или на возвышенностях), места провалившихся храмов и зарытых кладов. На обетных, обыденных Крестах вывешивали приношения: рушники, платки и т. п. С памятными Крестами в народных рассказах связаны мотивы: чудесного явления (ср. предания о «явленых» иконах), за которым следует постройка часовни или церкви; наказания за осквернение Креста (попытки перенести Крест с почитаемого места, поместить в баню, в ригу или уничтожить его караются болезнью). Почитаемые Кресты могли восприниматься как антропоморфные существа. В Гдовском у. С.-Петербургской губ. рассказывали, как большой Крест разъезжал верхом на коне вслед за свадебными поездами. Всем указанным типам Крестов приписывались целебные свойства: для лечения болезней использовался мох, растущий на Кресте, щепки, осколки Креста, а также вывешенные на Крест приношения (например, страдающие глазными болезнями вытирали глаза рушниками, висящими на обыденном Кресте) и вода, которой обмывали Крест.

Шляпкин И.А. Древние русские кресты. I. Кресты новгородские до XV в., неподвижные и не церковной службы. СПб., 1906;

Толстой Н.И. Антропоморфные надгробия // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 206–212.


Славянская мифология: энциклопедический словарь