Збручский идол вне тумана (часть 2)

Русский интерес к балтийским корням стал постепенно менять знак с плюса на минус, когда бесчисленные походы Литвы на русские княжества стали реально грозить сохранению русского этноса. Вот тогда-то и стала Литва «поганой и безбожной» как в летописях, так и в устном народном творчестве. В частности, в украинских народных песнях литвой называется компания молодых мужчин, нападающих на девушек и похищающих их((А. Сабаляускас, БСИ XVII, М. 2006, с. 487)).

Тут мы сделаем небольшой экскурс в историю Великого княжества Литовского, а именно посмотрим, что за персоны занимали его престол до конца 13 века (во время функционирования святилищ на Збруче), с кем и против кого они дружили, с кем воевали, на ком женились. Назовём эту историческую справку фразой из «Бориса Годунова», которая, вероятно, была русской народной поговоркой, и Пушкин, знавший и уважавший фольклор донёс её до нас:

«Что Литва, что Русь ли, что гудок, что гусли»

«…граница между балтийским или славянским проходила не только в пространстве и времени, но и через один народ, одну культуру и даже через одного человека, который равно был и балтом и славянином и в разных обстоятельствах мог по-разному актуализировать свою этническую, культурную, языковую сущность, подобно тому, как в более позднее время одни и те же люди, города, деревни могли выступать и как «литовские» и как «русские»((В. Н. Топоров, Исследования по этимологии и семантике. Том 4 (книга1 ), М. 2010, с.158)).

Ми́ндаугас (Миндовг, ок. 1200 - 1263) — великий князь литовский, союзник Даниила Галицкого против Конрада Мазовецкого. Крестился в православие в 45-ти летнем возрасте, через шесть лет перешел в католичество. Выдал дочь замуж за сына Даниила Галицкого. После смерти своей жены, украл жену у Траняты. К концу жизни, около 1261 года, отрёкся от христианской веры.


Збручский идол вне тумана (часть 2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *