Збручский идол вне тумана (часть 2)

Ни о какой «анатомической неестественности» жестов фигур со среднего яруса ЗИ не может быть и речи. Попробуйте сами: отведите плечи назад, руки прижмите локтями к телу и слегка поднимите, ладони при этом машинально повернуться к зрителю, а вы их усилием воли поверните к зрителю тыльной стороной, при этом ваши пальцы машинально растопырятся именно так, как у рассматриваемых фигур среднего яруса ЗИ, растопырятся, и будут «искать» упора, и такой упор у фигур на ЗИ есть – это сам Столп, его вертикаль, что коррелирует с современным словосочетанием вертикаль власти, суть которого, несомненно была известна и в древности и служила основой политики правителей, нацеленных на объединение земель.

Заметим так же, что при принятии такой позы(с упором ладонями на твердь за спиной) грудь человека невольно выпячивается вперёд и являет собой как бы иллюстрацию устойчивого выражения встать грудью на защиту того, что находиться за тобой.

Итак, руки рассматриваемых фигур со среднего яруса ЗИ раскинуты в жесте упора на (то есть касания) и защиты того, что у них в тылу. А там у них общая вертикаль с более масштабными фигурами верхнего яруса ЗИ, объединёнными общей «крышей» (княжеским головным убором, предтечей «шапки Мономаха»). Очевидно, что «язык тела» фигур среднего яруса Столпа демонстрирует нам присягу народа, то есть торжественное обещание с прикосновением к значимому предмету и суть этой присяги в защите своими телами (грудью) некой общности. Грубо говоря, это жест готовности стать тем, что впоследствии очень точно назовут «пушечным мясом». Выявленное нами выше пожелание типа «плодитесь и умножайтесь» для фигур данного яруса и такого рода клятва взаимно объясняют и дополняют друг друга.

в) верхний ярус

В главе 10 мы установили, что женская фигура с пряслицем-денежкой есть символическое изображение Волыни, следовательно, остальные три фигуры верхнего яруса символизируют земли, составляющие Галицко-Волынскую Русь. Соседняя с ней, возможно, центральная фигура с рогом, под которой на среднем ярусе расположено символическое пожелание умножение рода людского, а ещё ниже - на коленях клянется в ненападении центральное лицо триединой сущности с нижнего яруса - вероятно Галиция, земля, объединившая все остальные, земля, основное богатство которой составляла добыча соли, которую, как впоследствии и порох, и табак, и прочие сыпучие вещества, хранили в роге. Слева от символа Галиции находится вооруженная саблей мужская фигура и конь. Скорее всего она символизирует «край вечной битвы» - Понизье (Подолье).

Мужская фигура вверху четвертой грани не имеет атрибутов, однако именно под ней в самом нижнем ярусе находится изображение «громового колеса». Возможно именно эта грань являлась «лицевой», так как в древности могли быть свои критерии «центральности» изображения, отличные от современных. Косвенно на то что именно эта сторона является главной говорит тот факт, что в нижнем ярусе этой грани по идее должны быть изображены голые пятки трехглавого персонажа, но этого нет, есть только знак сотрясающего Грома.

Одна из многочисленных копий ЗИ, руки в жесте «клянусь сердцем и животом своим»
Одна из многочисленных копий ЗИ, руки в жесте «клянусь сердцем и животом своим»

Несмотря на то, что две из четырех фигур верхнего яруса ЗИ держат в руках предметы, их руки расположены одинаково – правая на сердце (которое мыслилось в Средневековье в центре груди), левая – на животе и эти жесты в точности иллюстрируют устойчивые словосочетания, пришедшее к нам из древности: «клянусь животом своим» (то есть жизнью) и «всем сердцем». До сих пор у потомков восточных славян в разговоре используется этот некогда сакральный жест: при словах «ну я тебе клянусь» или «правду говорю» правая рука кулаком или ладонью неосознанно (или осознанно) касается середины груди.

Очевидно, что у фигур верхнего яруса ЗИ мы видим жесты при речении роты, торжественного обещания самых высоких по статусу особей, тех, кому верят на слово, тех, чья жизнь и честь в средневековой иерархии наиболее ценилась (потому ею и клянутся), тех,кому не пристало для клятв преклонять колена.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.