Збручский идол вне тумана (часть 2)

Давайте же оторвёмся от всесторонне и многократно рассмотренных исследователями шапки, рога, сабли, коня, поясов и вновь обретенных перстня и пряслица, и обратим внимание на то, что единственная поза, которую замечают все – стояние на коленях с поднятыми руками персоны с нижнего яруса – находится в тесной связи с позами и жестами всех прочих изображённых на статуе фигур.

а) нижний ярус

Начнём с развенчания очередной «обманки»: вопреки устоявшемуся мнению, поза триединой сущности с нижнего яруса ЗИ это не «поза атланта», поддерживающего «мир людей» на среднем ярусе, так как кисти рук этой фигуры повернуты ладонями к зрителю (большие пальцы направлены друг к другу и остальные пальцы видны зрителю) - при таком расположении кистей рук ничего держать в них или на них невозможно. Даже делая скидку на многочисленные погрешности автора изваяния в анатомии прочих фигур и пропорциях всех изображений – нельзя утверждать, что пальцы раскрытых ладоней, «заехавшие» на полосу, разделяющую нижний и средний ярус есть изображение «поддержки среднего яруса».

Кельтский Таранис в позе клятвы
Кельтский Таранис в позе клятвы

Фигура с нижнего яруса ЗИ держит руки примерно так же, как держит их кельтский Таранис с ритуального кельтского котла, найденного в Дании (вероятно, трофей), усатостью похожи у этих фигур и лица, колесо за спиной Тараниса в целом аналогично колесу, слабо заметному на задней грани нижнего яруса скульптуры из Збруча((см. иллюстрацию выше, в главе 8)). Поскольку на многих фото ЗИ этого знака не видно, привожу цитату Комар и Хамайко: Обратная сторона идола осталась без атрибутов божества, но с солярным знаком в нижнем ярусе… Знак не симметричен и прочерчен очень слабой линией—вероятно … поверх краски ((с. 209)). Колесо за Таранисом хоть и видно отчетливо, но тоже не симметрично, «не доделано». В целом кельтский Таранис и рассматриваемая нами фигура нижнего яруса ЗИ выражают собой идеи, имеющие очевидное, судя по «колесу», отношение к грозе, грому, войне, следовательно, смысл позы этих персон следует искать в воинской культуре Средневековья.

Комар и Хамайко полагают, что рассматриваемая фигура с нижнего яруса ЗИ обнажена, действительно, одежда на ней не обозначена и этот факт может означать две вещи: или перед нами пленный, или ярый воин, об их традиционной наготе мы узнаём из письменных источников (заметим, оба претендента имеют отношение к военным действиям). Кстати, на Таранисе также нет одежды, но только нашейный торквес, имеющий, в числе прочего, отношение к верности воинским клятвам.

Против «позы атланта» персоны со ЗИ говорят и не согнутые в локтях, вытянутые, прямые поднятые вверх руки, развернутые плечи и прямая посадка головы лицом на зрителя. У атлантов плечи всегда согнуты под тяжестью ноши, согбенность - это устойчивый признак атланта, а известная фраза «атлант расправил плечи»((см., например, одноименный роман А. Рэнд)) говорит об избавлении от давления ига, ноши, груза. То есть изображенная на нижнем ярусе фигура с прямой выправкой «атлантом-держателем» быть никак не может. Особо недоверчивым читателям рекомендую попробовать самим принять позу рассматриваемого изображения, то есть встав на колени сесть на пятки и держа голову прямо, развернуть плечи, поднять выпрямленные в локтях руки, открытыми ладонями к зрителю – вы сразу поймете, что держать в этой позе ничего невозможно, а также, почувствуете, о чем говорит эта поза.

Жест торжественного обещания
Жест торжественного обещания– прямая спина и посадка головы, прямой, открытый взгляд, открытая зрителю ладонь

Это не молитвенная поза взывания к Высшим Силам, при которой руки хотя и поднимаются так же, как они подняты на изображении нижнего яруса ЗИ, однако голова при обращении к Небу запрокидывается и лицо обращено вверх, а у нашей фигуры лицо обращено прямо на зрителя. Также это не поза «сдаюсь» с демонстрацией рук в жесте «я без оружия», потому что поверженный враг, желающий сохранить свою жизнь, обязан смотреть вниз, а не на победителя. Остается единственный вывод: триединая персона с нижнего яруса находится в позе и демонстрирует нам обеими руками жест торжественного обещания, клятвы,присяги.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.