Збручский идол вне тумана (часть 2)

Ай да Збручский Идол! «Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым», а я-то, наивная, ещё не зная этого стихотворения назвала свою работу «Збручский Идол вне тумана». Вот такая аллюзия, разбившая иллюзии. Остаётся только надеяться на то, что Идол дал мне глаза свои и я слегка приоткрыла окно

17. Не риторический вопрос

«Таков мой род и мне не быть иным,
Я должен знать своё происхожденье…»
Софокл

Гусятинский краеведческий музей, ул. Тернопольская, 5.
Гусятинский краеведческий музей, ул. Тернопольская, 5.

В Гусятине с 1979 года работает районный краеведческий музей с обычным набором экспонатов: кости ископаемых животных, каменные и бронзовые орудия труда, гончарные изделия, старинные вышивки, имеется и копия Збручского Идола (см. фото выше). У меня вопрос к музейщикам Гусятина: что ж так скупо? Нет, правда, без обид – это Изваяние ваш бренд, уникум, «луч света» в полумраке однотипных провинциальных музеев вообще и конкретно ваших городских достопримечательностей – старинных еврейских надгробий, синагог, костелов и церквей, так оформите хотя бы копию соответственно значению оригинала в мировой культуре.

Я вижу: большой зал, в центре голограммы Изваяния и местных жителей в костюмах 12-13 веков, реконструированных по археологическим находкам. Они стоят плотным полукругом за Изваянием, их спокойные лица как бы всматриваются в лица посетителей, их руки сложены в жесте, изображенном на верхнем ярусе Изваяния. Картина меняется, Идол покрывается патиной времени, люди исчезают и появляются другие, в других одеждах (последовательно 14, 15, 16, 17, 18 веков). Наконец, крестьяне 19 века поднимают Изваяние и несут его в появившиеся воды, начинается дождь, ливень, гроза, вода скрывает Изваяние. Снова солнечно, вода уходит, дети купаются и замечают «шапку» в водах, зовут взрослых, Изваяние извлекают из вод, оно оказывается в музее, звучит запись оды Хармса: «Памяти разорвав струю, / Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…».

Да, понимаю, финансирование музеев скудно, тем более в такое трудное для Украины время. Но можно без особых затрат хотя бы копировать титульные листы всех работ, написанных о Збручском Идоле и представить их публике с краткими описаниями мнений их авторов – эта библиография будет весьма обширной и полезной, а экспозиция не скудной и познавательной.

Можно устраивать интерактивные экскурсии с практикой поз и жестов, изображенных на Изваянии, на прочном «трехэтажном» каркасе строить трехярусные «живые картины», имитирующие фигуры ярусов, организовать лекторий, приглашать различных исследователей проблем ЗИ для диспутов, семинаров, устраивать выставки картин или их копий с изображениями Збручского Идола. Собрать и создать фотоэкспозицию каменных копий Изваяния (они многочисленны и очень различны, по ним можно многое понять о настроении и мировоззрении их авторов).

Можно выбрать любой день начала августа, например, первое воскресенье, и отмечать его ежегодно как «День явления Изваяния из вод Збруча» или «День второго пришествия Збручского феномена», устраивать реконструкторский фестиваль, посвященный культуре Галицкой Руси.

Глядишь, и Оригинал в Краковском музее перестанет заморачивать исследователей и посетителей и, начнёт работать на благо своей многострадальной Родины.

Вся Слава - Предкам!
Т. Блинова 2009 - август 2014

P.S. Я понимаю как выглядит моя работа – своеобразный гимн домонгольской Галицкой Руси- в свете последних политических событий в Украине. Но я писала её пять лет не смешивая историю, этнографию и лингвистику с политикой. Так совпало. Но раз совпало, хочу сказать потомкам галичан, волынян, подолян, создавших блистательную Красную Галикую Русь: неужели вы не чувствуете, не видите как диссонируют с вышиванками германские руны? Как странно смотрится в Галиции знак рюриковичей, пришедший в Киев из русского Новгорода?

Я вижу: парад вышиванок под стягами с изображением символа единства Западнолй Украины - Изваяния из Збруча, на груди участников из Волыни – розовые шиферные обереги-пряслица, колечки-колесики, как символ объединения, движения веред, красоты и богатства, а у галичан- рожкИ, наполненные освященной четверговой солью, потому что вы – соль ВАШЕЙ Земли, не более. Перефразируя слова замечательной украинской поэтессы Н. Май, «Повертайтеся, соколы, на Вкраїну».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.