Збручский идол вне тумана (часть 2)

Также до сих пор из уст народа можно услышать и старинную песню «Ванька-ключник» (лично слышала в Тверской глубинке в 2010 году). По мнению ученых, это «предание XVI- XVII веков, рассказывавшее об обычном московском эпизоде – преступной связи боярыни-княгини с молодыми слугами её мужа, эпизоде, увековеченном в знаменитой песне о Ваньке-ключнике, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки»((Тихомиров М.Н. Древняя Москва, с. 14)). Как известно, боярин Стефан Кучка жил и был убит Юрием Долгоруким в 12 веке.

Так что у нас есть повод считать историю, изложенную в галицкой колядке правдивой, и эта правда о каменотесах - волохах может отражать древнюю традицию найма мастеров-соседей для каменного зодчества и ваяния в Галицкой Руси, а также показывает нам уровень христианизации народа. Мало того, что все величания-славления имеют языческие корни, в рассматриваемом нами явственно проявляется спокойное отношение к осквернению христианской святыни, и такое отношение более характерно для времён «разброда и шатания» 12-13 веков, когда одновременно строились первые церкви и функционировали последние крупные капища.

13.Общая семантика Изваяния из Збруча

«Замерное безмерным полня…»
В. Хлебников

Идолы с восточнославянских территорий и Изваяние из Збруча(№7)
Идолы с восточнославянских территорий и Изваяние из Збруча(№7)

Изваяние из Збруча разительно отличается от всех известных науке идолов с восточнославянских территорий. Этот очевидный факт обычно объясняют так: либо ЗИ древний, но не славянский идол (например, кельтский); либо ЗИ изделие славянина, но не древнее (относительно современная подделка); либо ЗИ древний славянский Идол, созданный гением вне традиции (что вполне вероятно, но бездоказательно). На мой взгляд очевиден и ещё один вариант: если Изваяние из Збруча не похоже на идолов, то это изваяние НЕ ИДОЛ, хотя оно и древнее, и славянское.

Почему-то, когда дело касается ЗИ, все напрочь забывают тот факт, что ваятели Средневековья изготовляли и произведения не религиозной направленности, например, уникальный, не имеющий аналогов этокский памятник, поставленный, судя по всему, выдающемуся воину, тмутараканский камень с полезной информацией о ширине Керченского пролива, который тоже не имеет аналогов в реале, но в фольклоре восточных славян постоянно упоминаются его «близнецы», поставленные на распутьях, камни - «дорожные указатели».

На естественно возникающий вопрос «чем же является Изваяние из Збруча?» мы сможем ответить, разобравшись в том, что же изображено на его гранях.

Читая многочисленные исследования семантики ЗИ, создаётся впечатление, что Он как бы «водит» авторов, «закрывается» от них. Выше мы уже писали о его якобы «четырехликости», которой в реале нет, но которую глядя на Изваяние видят почти все. Эта иллюзия рождается возможно от того, что его начинают рассматривать сверху вниз, так, как современный человек осматривает другого человека – сначала взгляд в лицо, потом ниже, постепенно опуская глаза долу, оценивая одежду и весь облик в целом.В Средние века, во времена создания ЗИ, прямой взгляд в глаза незнакомому человеку означало вызов, на людей с особым статусом (старших по возрасту, должности, званию, хозяина, победителя) и на сакральные вещи «поднимать глаза» не полагалось вообще, обзор любого «разрешенного к осмотру» объекта начинался от земли к небу, постепенно «возводя очи в гору».

Последуем за этим неписанным правилом народной культуры и мы, но после повторения очевидного: четыре лица на сторонах Изваяния - это физиономии четырех анатомически полноценных персон, и нет единой «головы, венчающей столб», есть одна шапка, покрывающая четыре головы четырех фигур. Эти фигуры стоят спиной друг к другу и вкупе глядят «на все четыре стороны», сложив руки в очень знаменательном жесте, который, вместе с жестами других персон, изображенных на Збручском Идоле, оставлен исследователями без внимания. А ведь «язык» тела очень информативен, порой даже более чем атрибутика, которой в основном и заняты желающие понять семантику Изваяния.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.