Збручский идол вне тумана (часть 2)

Тройнат (Транята, ок. 1210-1264) — внучатый племянник Миндовга, князь и воевода, участник заговора против Миндовга, причиной чего было похищение Миндовгом его жены. Второй Великий Князь Литовский, язычник. Его правление длилось около года, после чего был убит. Коалицию против него возглавлял сын Миндовга Во́йшелк , поддержку ему оказывали волынский и холмский князья.

Во́йшелк (1233 — 18-23 апреля 1267), сын Миндовга, третий великий князь литовский, основатель Великого княжества Литовского. Возможно, в 1251—1252 годах воевал на Волыни. В 1253—1254 годах был новогородским князем. Выдал замуж за Шварна свою сестру, передал княжество Роману Даниловичу и ушёл в монастырь на Волыни. Убит в гостях у галицко-волынского князя Василька Романовича.

Шварн Дани́лович (Сваромир ок. 1230 — ок. 1269) — князь Холмский, Галицкий, из рода Рюриковичей, четвёртый великий князь литовский. В 1255 году женился на дочери Миндовга, помогал его сыну в войне против Мазурии. После смерти Миндовга в 1264 году заключил союз с Войшелком и помог ему завладеть большой частью Литвы. После ухода Войшелка в монастырь стал великим князем Литовским. После смерти своего отца, короля Даниила Романовича, Шварн наследовал Холмщину и Галич.

Трайден (Трайдянис, убит в 1282 году), по прозвищу "Хищный". Возможно, родственник Миндовга и полоцких князей. Иногда указываются его младшие братья как православные христиане из "роду руского". Примерно в 1269-70-м г. княжил в Литве. Волынский летописец называл его окаяньный и безаконьный, проклятый, немилостивый Трайден, яго же безаконья не могохом псати срама ради»,«многа злейша того безаконья чиняша, весь живот свой до войны и крови розляне простовал. В 1279 завоевал почти всю Чёрную Русь (бассейн верхнего течения р. Неман) и заселил её пруссами и западными литовцами. Время его княжения - начало укрепления и расширения Великого княжества Литовского.

Это последнее имя, содержащее намек на тройственность и жестокие поступки его носителя дают нам повод предполагать, что в принципе, эту личность славяне могли мифологизировать в виде трехголового монстра, как и Шарух-хана, и запечатлеть в монументе Победы, однако Трайден был не пленен, но убит.

Прусские «бабы» (Mozgowo)
Прусские «бабы» (Mozgowo)

Несомненно, что при таких тесных контактах балтийских и славянских князей, языческое мировоззрение и религия балтийцев имели контакты со славянским язычеством. Интересное совпадение: в языческой культуре пруссов и ятвягов именно в рассматриваемый нами период 12-13 веков появляются каменные изваяния с изображениями воинов, которые они устанавливали в местах ратных побед, на границах и на местах погребения выдающихся соплеменников. И хотя в целом эти скульптуры не похожи на ЗИ (они округлые, без ярусов), их отдельные детали (турьи рога в руках, оружие) и, главное, совпадение времени появления таких невиданных ранее ни у балтов, ни у славян артефактов обнаруживает некоторую общую тенденцию, очевидно относящуюся к воинской культуре.

Половецкие «бабы»
Половецкие «бабы»

Характерно, что некоторые из этих монументов начинали почитаться как святыни, то есть становились Идолами, а некоторые – нет, несмотря на то, что изваяния были исполнены в одном стиле и все они изготовлялись в честь важных событий. То же можно сказать и о половецких бабах - их изготовляли и ставили до 13 века и некоторые из них почитались как святыни, большинство же было простыми памятниками умершим людям. То есть настоящим Идолом могло стать не каждое изваяние.

Всё вышеизложенное подводит нас к тому, что Изваяние из Збруча могли изваять на рубеже 12-13 веков не как религиозный монумент, а, например, как памятную стелу какого-либо важного события, стелу, которая по воле Богов стала обладательницей Силы и только вследствие этого, возможно, приобрела религиозное значение.

Тех, кто сомневается в наличии этой Силы у Збручского Идола отсылаю к личным впечатлениям очевидцев((см., например, Byliśmy, Jesteśmy, Będziemy - О моём знакомстве со Збручским Идолом)) и примерами того, как Идол до наших дней «водит» его исследователей в конце этой работы. Также ниже мы попробуем выяснить кто непосредственно «приложил» к этой созданию Идола свои руки.

12. Аффтора!

Портал храма св. Пантелеймона в Галиции, 12 век. Возможно его тесаные блоки и колонны есть предметы, на которых «набил руку» создатель Збручского Идола
Портал храма св. Пантелеймона в Галиции, 12 век. Возможно его тесаные блоки и колонны есть предметы, на которых «набил руку» создатель Збручского Идола

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.