Збручский идол вне тумана (часть 2)

Исследователь славянской духовной культуры А. Шайкин, рецензируя книгу А. Каравашкина «Литературный обычай Древней Руси (XI–XVI в.)», пишет: …древнерусский автор, будучи ограничен в наборе конвенциональных моделей, был свободен в их выборе. Средневековый книжник свободно обращается с готовым материалом, как зодчий, который заимствует фрагменты ранних построек, не всегда считаясь с их первоначальными функциями((Древняя Русь. Вопросы медиевистики №1 (51) март 2013,«О «литературном обычае» Древней Руси»,С.129)).

Создатель Збручского Идола был как раз таким зодчим, он использовал фрагменты традиционной культуры восточных славян (многоярусные композиции, ритуальные, «говорящие» позы и жесты). Точно также, в тот же период времени, поступил и автор «Слова о полку Игореве…» - он использовал сведения более ранних языческих, фольклорных и авторских произведений Бояна и других певцов о «времени Бусовом», «готских девах», «Стрибожьих внуках», «великом Хорсе и создал произведение «по былям сего времени», песню-славу о деяниях современного ему князя. Знаменательно, что впоследствии в Древней Руси автор «Задонщины» попытался, но не смог повторить великолепного стиля этого гениального произведения.

Отдельно следует отметить граненую форму ЗИ, её значение.В принципе, те же три яруса можно было бы изобразить и на столпе с круглым сечением, это было бы трудней, но возможно. Однако мастер предпочел столп с прямоугольным сечением, чем, вольно или невольно, подчеркнул значимость числа четыре для идеи, которую он выразил своем произведением. Как писал Гумилев все оттенки смысла/ умное число передает…, а по мнению ученых число 4 является ключевым для оперативной памяти человека вообще, но более для носителей индоевропейских языков((Вяч. Иванов «К антропологии числа» / Избранные труды…том 7, книга 1, М. 2010, С. 428, со ссылкой на Covan200, 1 Rutkowski 2003)).

В целом же Для мифологии и фольклора разных народов характерно объединение богов, героев и совершаемых ими поступков в числовые комплексы ((Вяч. Иванов, там же, С. 434)). Этот же мы видим на ЗИ: фигуры, символизирующие различные составляющие единого социального образования, объединены в числовые комплексы (4 грани, 3 яруса, четырехсущее единство персон верхнего яруса, 4 пары м-ж, триединство персоны с нижнего яруса).

Прямоугольность сечения Изваяния, его острая грановитость напрочь отвергает гипотезу офаллической символике Столпа, которую так любят смаковать «исследователи» славянского язычества. Семантика изображений на его гранях не имеет ни прямых отсылок, ни завуалированных аллюзий ни к мужским, ни к женским половым органам, к сексу вообще, который в народной культуре имел отношение к аграрной или военной сфере человеческой деятельности.

Традиционное пожелание людям «плодится и размножатся», нашедшее воплощение на гранях ЗИ, в народной культуре относится не к половой сфере, но к сфере богатства, славы, жизненного успеха в условиях мира (не войны).

14. Краткие выводы

Восставим гордость старой были…
В. Хлебников

Збручская статуя, оригинал в Краковском музее
Збручская статуя, оригинал в Краковском музее

Уникальный, не имеющий каменных аналогов, четырехгранный Столп, ныне называемое Збручский Идол был создан в период 12-13 веков из камня, добытого в Подолии (входившей в Галицко-Волынское княжество, королевство Галицкая Русь),как символ равноправного объединения западнорусских земель в единое государство со сменным правителем. Трехярусная композиция Идола в целом, и отдельные её части имеют многочисленные аналоги в народном изобразительном искусстве и в обрядовом фольклоре восточных славян. Это говорит о «включенности» автора или заказчика Изваяния в народную культуру славян и о том, что Изваяние было понятно народу.

На столпе изображены антропоморфные фигуры в характерных позах клятвы, присяги и роты, демонстрирующих их различия, которые целиком и полностью соответствуют средневековой социальной иерархии и лингвистическим данным, полученным вне всякой связи с темой исследования Збручского Идола.

С достаточной долей вероятности чётко определяется только одна фигура верхнего яруса, держащая в руке шиферное пряслице, это Волынь. Очевидно, что на других гранях должны быть Галиция, Подолье и другие земли, но места их расположения на гранях ЗИ гадательны. Также, чётко не определяется триединая фигура коленопреклоненного воина с крестообразной тамгой с нижнего яруса ЗИ. Однако подходящих «кандидатур» на это место несколько, что говорит о типичности ситуации и повышает шансы её реальности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.