Русалии и бог Симаргл-Переплут

Сто лет спустя Кирилл Туровский в числе «злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити», называет «плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья». Другой современный автор пишет, что адскими муками будут наказаны «Игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа». А Изборник XIII в. предостерегает: «Егда играют русалия ли скомороси, ли пьянице кличють... или како сборище идольских игр —ты же в тъ час пребуди дома!». Все это писалось в те века, когда церковные художники смело изображали на миниатюрах богослужебных книг и бубны, и сопели (флейты), и трубы свиты царя Давида. Очевидно, дело было не в музыке как таковой, а в ее религиозной направленности: «И собрав (сатана) беси, преобрази в человеки и идяше в сборе велице, упестрено, в град. Ови бьяху в бубны, друзии же в сопели сопяху, инии же возложиша на лица скураты (кожаные маски) и деяху на глумленье человеком. И мнозии, оставивше церковь, на позор (на зрелище) течаху. И нарекоша игры те - русалья»!((И. И. Срезневский. Материалы для словари древнерусского языка. III, СПб., 1903, стлб. 197; Н. Гальковский. Ук. соч.)). Иногда осуждение русалий выражалось очень лаконично: «Грех его плясати в русалиех»((И. И. Срезневский. Ук. соч.)).


Рыбаков Б.А. Язычество древних славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *