Русалии и бог Симаргл-Переплут

Иное мы видим на серебряных изделиях, служивших этим же феодальным верхам для повседневного употребления или принадлежавших более демократическим посадским слоям. Здесь главным мотивом является дуалистическое заклинание добра и зла: птицы, древо жизни и его охранитель грозный Симаргл с распростертыми крыльями и поднятой лапой. На таких серебряных колтах никогда не бывает изображений христианских святых.

Из русских серебряных изделий XII — начала XIII в. наибольший интерес для изучения язычества и языческой символики представляют хорошо известные широкие двустворчатые браслеты, служившие для стягивания рукавов у запястья. На них точно так же никогда не бывает христианских изображений, хотя многие из браслетов найдены в составе богатых княжеских кладов. Языческая же символика здесь представлена в изобилии, что, вероятно, связано с особой функциональной ролью браслетов— «обручий» (рис. 3)((Нам пора восстановить древнерусское слово для обозначения браслетов — «обруч», которое иногда почему-то воспринимается как обозначение шейной гривны. В источниках XII—XIV вв. обручи четко отделены от гривен: «...обручи, гривны, перстни, усерязи», «Възложи обручи на руце твои», «...на руках обручи да перстни златы», «гривна на выи носеща и обручи на руку...». И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. II, СПб., 1903, стлб. 550. Этимологически слово «обруч» связано с рукой, так что другие значения его являются позднейшими.)).


Рыбаков Б.А. Язычество древних славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *