Русалии и бог Симаргл-Переплут

Рис. 10. Один из двух парных браслетов XII в. (местонахождение неизвестно, хранится в ГИМ)

Рис. 10. Один из двух парных браслетов XII в. (местонахождение неизвестно, хранится в ГИМ)

«Заячий бог» верхнего яруса нашего браслета вполне корреспондируется с корнями и побегами нижнего яруса. До сих пор не разгадано символическое значение кентавра с зайцем в руке на западной стене Георгиевского собора в Юрьеве-Польском((Г. К. Вагнер. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, табл. XXVIII, стр. 111-113.)). Быть может, следует учесть, что кентавры, нередко рассматривавшиеся как божества плодородия, расположены в той зоне скульптурной орнаментации собора, которая символизирует растительную силу земли, плодородие земли. Рельеф с кентавром снабжен изображением дерева с распускающимися листьями. Кентавр-китоврас выгравирован и на известном браслете из Тверского клада 1906 г. (см. ниже), причем в нижнем ярусе ему соответствует изображение корней с побегами.


Рыбаков Б.А. Язычество древних славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *