Русалии и бог Симаргл-Переплут

Термин «русалии» настолько прочно вошел в быт Руси XII в., что даже в чисто церковных сочинениях о посте время определялось этим языческим праздником: «... и по съшьствии святого духа, рекше по русалиих...» «...масла же до русалии приемлють...»((И. И. Срезневский. Ук. соч.)).

Итак, мы можем установить четыре календарных срока русалий, разделяющихся на две сезонные группы. Первая группа — святки: рождественский сочельник, ночь под рождество (под 25 декабря) и знаменитый своими гаданьями «крещенский вечерок» (ночь под 6 января).

Вторая группа — летние праздники, так называемые «зеленые святки», семик и Иван-Купала (ночь под 24 июня). Вынесем пока за скобки древнюю «русальную неделю» XII в., так как ее языческие сроки несомненно были сдвинуты со своего исконного места передвижным пасхальным календарем (что, очевидно, и привело в конце концов к забвению троицких русалий ко времени Стоглавого собора). Три остальных срока совпадают с тремя крупнейшими церковными праздниками (рождество, богоявление, Иванов день), а два из них, кроме того, и с солнечными фазами — зимним и летним солнцестоянием.


Рыбаков Б.А. Язычество древних славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *