А.В. Соловьев предложил рассматривать Переплута как бога оплодотворения (от «съплетение» complexus), что вполне согласуется с обоими указанными выше мнениями((Догадка А. В. Соловьева высказана им при обсуждении моего доклада «Языческая символика русских украшений XII в.» на I Международном конгрессе славянской археологии в Варшаве в 1965 г.)).
Если мы обратимся к нашему «серебряному фольклору», к русальным браслетам XII в., то увидим, что классический образ двулапого крылатого пса Сэнмурва-Симаргла все более видоизменяется и варьирует. На браслетах есть Симаргл-охранитель растений в том его виде, в каком он известен иранской мифологии; на киевских и владимирских браслетах мы видим птицу с явно собачьей мордой около растений (рис. 16). Таков Симаргл на киевской литейной форме, таковы два Симаргла на браслете из Терихова, расположенные в нижнем ярусе, как бы под корнями завитых берез верхнего яруса((А. С. Гущин. Памятники художественного ремесла Древней Руси. Л., 1936, табл. X.)).
Добавить комментарий