Мать — Сыра Земля

Земля — САМЫЙ любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времён и до наших дней.

Мать — Сыра Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему её пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (вслушайтесь, как созвучны слова «скала» и «скелет»!); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из её недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студёною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожжённая засухой… И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадёт богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьём — и она поглотит чёрную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям.

Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновним поклоном не поклонится Матери — Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом лёгким, а тяжёлым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины, верили наши предки. Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: Прости, сторона, Мать — Сыра Земля!Чем заболел, тем и лечись! — говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о прощении.

Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. Как здорова земля говорится при этом, — так же и моя голова была бы здорова!Мать-Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от — приворота и лихого дела! — произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.

Пусть прикроет меня Мать-Сыра Земля навеки, если я вру! — говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно! А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека считается и теперь самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом -значит, по старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка — кормилица, сыра земля родимая, — отчитываются от такой напасти, —укрой меня (от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза Недоброго, от языка злобного, от навета) бесовского. Слово моё крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!» Воистину, «всю жизнь вековечную» Мать-Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу нечистую и увлекает её в бездны кипучие/преисподние. Всегда она остаётся все той же матерью для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал одну великую и нерушимую заповедь: любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом-свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая земля — горькая сирота, так и он без земли — что без живой души в своем богатырском теле!

По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба, соединяется с Землёю.

Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устаёт, перебрасывает ношу на другой рог — отсюда и землетрясения. В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные. При сотворении мира вся земля была ровная, как луг, но когда Господь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.