Солнце — небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.
В древнерусском языческом пантеоне солнечную природу имели Хорс, Дажьбог и Сварог, причем в поучениях против язычества огонь называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога, а Дажьбог в «Повести временных лет» отождествлен с СОЛНЦЕМ и также назван сыном Сварога. Древнерусские проповедники призывали не называть СОЛНЦЕ и огонь богами. В Слове о том, како погани суще языци кланялися идолом
поклонение небесному огню — СОЛНЦУ объясняется тем, что он творит «спорынью» (ср. Спорыш) и способствует созреванию зерна: Огнь творит спорыню, сушит и зреет. Того ради окааньнии полуденье чтуть и кланяются, на полъдень обратившеся
.
Народные представления о СОЛНЦЕ и свете испытывали влияние церковно-книжной традиции. Византийская и древнерусская гимнография уподобляла Христа «праведному солнцу», а христианство — исходящему от него свету. Иисуса именовали также «незаходимым», «истинным», «разумным», «мысленным» СОЛНЦЕМ, а иногда и «Богом-солнцем». В древнерусской литературе и в былинах с СОЛНЦЕ метафорически сближали князя (см. Владимир Красное Солнышко) или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» — это родственник или просто любимый человек.
В фольклоре СОЛНЦЕ называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях СОЛНЦЕМ клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях СОЛНЦЕ — это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, СОЛНЦЕ — это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, СОЛНЦЕ поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.
В славянских поверьях СОЛНЦЕ следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. По преданию, после распятия Христа СОЛНЦЕ от горя остановилось на небе и не заходило целых трое суток. На восходе в Пасху СОЛНЦЕ «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу — купается в воде.
В славянском фольклоре СОЛНЦЕ может персонифицироваться как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к СОЛНЦУ отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное (сюжет использован П.П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек - Горбунок»).
В русской сказке старик выдает своих дочерей за СОЛНЦЕ, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, СОЛНЦЕ печет их на самом себе. У южных славян известны песни о женитьбе СОЛНЦА или месяца. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети СОЛНЦА: Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко! Твои детки плачут, на лавочке скачут
.
В русских песнях и загадках СОЛНЦЕ изображается в девичьем образе: Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит
. В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена — с СОЛНЦЕМ, а звезды — с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц — это мужчина, а СОЛНЦЕ — женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе: Мне матушка — красна Солнушка,/ А батюшка — светел Месяц,/ Братцы у меня — часты Звездушки,/ А сестрицы — белы Зорюшки
.
По народным представлениям, СОЛНЦЕ опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется За горушки она за высокия,/ За облачка она за ходячии./К красну солнышку девица во беседушку,/ К светлу месяцу она в приберегушку!
По гуцульскому поверью, СОЛНЦЕ было сначала очень большим, но после того, как появились люди, оно начало уменьшаться; когда рождается человек, от СОЛНЦА отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает; если умер праведный человек, то его душа возвращается в СОЛНЦЕ, а из тех звезд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц.
Загадка о СОЛНЦЕ использует символику мирового дерева: Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица
.
По русскому поверью, ящерица, греясь на СОЛНЦЕ с открытым ртом, «пьет», «сосет» или «глотает солнышко», поэтому тому, кто убьет ящерку, якобы простится на том свете 40 грехов (Конрад: С другой стороны, ящврицы - служанки Матери Земли, Горной Девы, Хозяйки и др., поэтому убивать ее - тяжкий грех). Сходным образом украинцы и сербы полагали, что СОЛНЦЕ радуется и смеется, когда убьют змею. Согласно белорусскому заговору от змеиного укуса, на острове Буяне в море-океане стоит явор, под ним бел-камень — престол ужачий, а на камне золотое гнездо: На том гнезде, На чорном руне Лежьщь вужышчэ — Золотые роги Сонцэ смоктае, Зорки глытае, Мэсяцу poги У недзелю сымае...
Представление о вражде СОЛНЦА и гадов — змей или ящериц (а также волколаков) связано с мифологическим осмыслением причины солнечных затмений: хтоническое существо проглатывает солнце.
Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего СОЛНЦЕ крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К СОЛНЦУ или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах: Стану я на сырую землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала (имярек) о мне...
Почитанием СОЛНЦА обусловлено множество правил и запретов: не становись к СОЛНЦУу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть СОЛНЦЕ, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз и т.д. После захода СОЛНЦА не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.
В обрядах и народной хореографии круговое движение совершается, как правило, по СОЛНЦУ, т.е. слева направо, хотя в церковной практике после Собора 1666 г. правильным признано обратное направление — справа налево. Движение по СОЛНЦУ, сохраненное старообрядцами, стало одним из расхождений и объектов полемики между ними и официальной церковью.
В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ могут символизировать колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солярных знаков, которые, повидимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х—XIII вв., главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, свастика, колесо, розетка и др. Солярные мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865—1869. Т. 1—3;
Петров В. Мiтологема «сонця» в украiнських народнiх вiруваннях та Вiзантiйско-геллiнiстичний культурний цикл // Етнографiчний вiсник. Киiв, 1927. Кн.4;
Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Сов. археология. 1960. № 4;
Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве»// «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978. С. 7—58.
Соколова Л.В. Солнце// Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 5. С. 24-27.
Добавить комментарий