Волосы

Волосы — в народных представлениях средоточие жизненных сил человека. В магии отрезанные Волосы (как и ногти, нот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. Нередко отрезанные Волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы “на том свете дать отчет за каждый волос” (вост.-слав.). Словенцы верили, что с Волосами и бородой можно отнять у человека силу и здоровье, а манипулируя Волосами, даже сделать старика молодым и, наоборот, обратить молодого в старика.

Волосы
Волосы

Волосы (как и шерсть) символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. Русские во Владимирской губернии первое яйцо, снесенное молодой курицей, катали трижды на голове старшего ребенка, приговаривая: “Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!”; македонцы в Охриде, продав скотину, чесали деньгами свою бороду, заклиная: “Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия”. Сербы касались монетой Волос на голове и в бороде, “чтобы такими же были и всходы, и урожай”. В западной Сербии (Каблар), подстригая детей, оставляли прядь Волос. на голове, “чтобы осталось счастье”. Поляки в районе Жешова в Сочельник взъерошивали Волосы, повторяя: “Вяжись, жито, вяжись!” Словенцы в день св. Барбары приходили в дом и желали хозяину столько телят, свиней. жеребят, возов репы и т. п., сколько на голове Волос. Женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг у друга в поле платки с головы и дергали за Волосы, “чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как Волосы”; девушки в юго-западной Сербии и македонки в районе Скопля в Юрьев день расчесывали Волосы в ржаном поле, “чтобы иметь Волосы густые, как рожь, и быть здоровыми”.

Расчесывание Волос ограничено целым рядом запретов. Сербки причесывались в понедельник, вторник и четверг, а украинки во вторник, четверг и субботу. На Полтавщине говорили, что “у среды сорок дочек, и каждая может вырвать по волоску, оборвав все волосы”, поэтому не чешут Волос в среду. На Черниговщине полагали, что Волосы женщин, причесывающихся в среду и пятницу, разлетаются по 12 дворам, отчего возникает болезнь “волос”. Строгий запрет касался пятницы: его соблюдали многие славяне, прежде всего — русские. Сербы не расчесывали Волосы в этот день, “чтобы волки не резали скот”. В Сербии (Шумадия, Поморавье) не чесали Волос во время похорон, “чтобы не болела голова и не выпадали Волосы”. Кашубы и поляки - гурали не причесывали ребенка до года, “чтобы ребенок не был несчастным”.

В то же время в некоторые праздники расчесывание Волос считалось обязательным. Так, на Витебщине пожилые крестьянки расчесывали Волосы на Пасху, “чтобы у них было столько внуков, сколько Волос на голове”; молодые сербки-боснийки на Юрьев день рано утром расчесывали свои Волосы, положив под ноги веревку и валек для стирки, “чтобы Волосы у них были толстые, как веревка”. В Чайничах около Сараева к этому добавляли ветку молодой вербы или просто лазили на вербу. См. также Гребень.

Волосы, выпавшие при расчесывании, нельзя было бросать: ведьмы могли из Волос сделать “завой” с наговором (Чернигов.), вихрь мог подхватить, злой человек — наслать порчу и т.п., поэтому Волосы затыкали в щели, зарывали в землю, закапывали на перекрестке; клали под камень, сжигали. Сжигались, однако, не повсеместно, часто на это налагался запрет. Полагали также, что если Волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появятся ревматизм, “волос” и др. болезни.

Опасаясь выпадения Волос, македонцы не пили воды с распущенными волосами. Мытье Волос предусматривало сходные ограничения.

Стрижка Волос регламентировалась в зависимости от возраста, пола и времени стрижки — дней недели и лунных фаз. Так, у гуцулов нельзя было стричь Волосы во вторник и пятницу, а у кашубов и поляков в день Ивана Головосека, “чтобы не пресекался рост Волос”. Почти повсеместно ребенка не стригли до года. Для первой стрижки у восточных славян выбирали новолуние, “чтобы Волосы быстрее росли”, у болгар, лужичан -- полнолуние, “чтобы на голове было полно Волос”. У русских и белорусов запрет стричь младенца до года мотивировался боязнью “отрезать язык” ребенку, т. е. приостановить развитие речи. Словенцы в некоторых местах не стригли детей до семи лет, “чтобы не состричь их ума”. На Украине и в Белоруссии существовал запрет на стрижку пастуха с Юрьева дня до Кузьмы и Демьяна. Нарушение запрета вело к болезни скота, к плохому отелу коров, к нападению волков на овец.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *