Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Окказиональная обрядность относится к одной из наименее изученных сфер славянской обрядово-фольклорной культуры((Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству 1: Вызывание дождя у колодца// Русский фольклор. Т. ХХ1. – Л., 1981. – С. 98.)). Выделение типологических признаков окказиональных обрядов, а также определение их места в системе славянской обрядности в настоящее время затруднено ввиду отсутствия общепризнанной типологии последней((Следует согласиться с К.В.Чистовым, который констатировал, что фундаментальные исследования обрядов восточных славян... не привели до сих пор к созданию единой и в достаточной мере научно обоснованной типологии”. См.: Чистов К.В. К классификации обрядов жизненного цикла // Язычество восточных славян. – Л., 1990. – С. 102.)). Вместе с тем перспективность изучения этой сферы культуры связана, по мнению Н.И. и С.М.Толстых, с тем, что всякий окказиональный обряд, обладая “синкретичной структурой”, содержит в себе, “как в зародыше, элементы и формы различных по жанру ритуалов и фольклорных текстов” и, в силу этого, может служить источником для изучения эволюции традиционной обрядности в целом: в самых общих чертах, утверждают авторы, можно сказать, что развитие шло “от окказионального обряда к календарному; от обряда, вызванного необходимостью, к обряду превентивному, предупреждающему; от обряда темпорально (временно) незакрепленного, к обряду, закрепленному во временном отношении, т.е. к календарному”((См.: Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству 1... – С. 97. В этой связи отметим, что в отечественной литературе существует и другая точка зрения на природу ритуала и, в частности, календарных обрядов, согласно которой последние носят не превентивно-предупреждающий, а, напротив, санкционирующий характер, делая “законными” уже произошедшие в природе изменения. См., например: Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М., 1988; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. (Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов). – Спб., 1993. – С. 123, 175-178 и др.)). Кроме того, окказиональные обряды, как считают О.В.Лысенко и А.Б.Островский, несут в себе логические схемы, реконструкция которых открывает перспективы изучения “структуры обрядовой системы как таковой, что может оказаться перспективным в рамках комплексного подхода к задачам реконструкции славянской духовной культуры” в целом((Лысенко О.В., Островский А.Б. Логические схемы окказиональных обрядов вызывания дождя белорусского Полесья// Язычество восточных славян. – Л., 1990, – С. 119.)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *