Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

А.Ф.Журавлев, проанализировав обряды, связванные с падежом скота, пришел в выводу, что невинность девушек и продолжительная безгреховность вдов, старух и солдаток, т.е. “чистота” участниц ритуала, служила залогом чистоты опахиваемой территории((Журавлев А.Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение // СБФ. – М., 1978. – С. 75.)). Это заключение согласуется с представлениями о чистоте, новизне и неоскверненности добытого трением огня и изготовленного за один день (=обыденного) полотенца, которые, наряду с опахиванием (совершавшимся в ряде случаев “чистым”, т.е. еще не бывшим в употреблении орудием пахоты), также использовались в качестве средства против падежа скота((Там же. – С. 75, 82, 88.)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *