Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Обрядность в случае засухи у таких групп населения, как сибиряки-старожилы, чалдоны и православные переселенцы более поздних периодов, практически не различалась. Информаторы рассказывали, что в засуху обычно все, кто мог, старые и малые, поднимали иконы и вместе с батюшкой шли на поля, где “пели” (“читали”) молитвы (Е.Л. Пермина, 1910 г.р., правосл., Зудово; А.И. Шмакова, 1918 г.р., чалд., Лебедево; Д.А. Филипенко, 1904 г.р., правосл., Дергоусово; А.Д. Ганихина, 1894 г.р., сиб., Иевлево). Основными участницами шествий были пожилые женщины, которых оповещали заранее: “c батюшкой по полям все больше старушки ходили“ (Е.А.Трункина); “какой-нибудь мальчишка на сходку всех созывал” (А.Г.Поморцева, 1909 г.р., правосл., Дубровино). “Поп вел народ от церкви к полю, брызгая везде кадилом” (Т.А.Близняк, 1911 г.р., чалд., Доронино; А.А.Пекачова, 1927 г.р., чалд., Дубровино), таким образом, моления о дожде совершались сначала в деревне, а потом в поле (З.П. Шукунова, 1912 г.р., правосл., Киряково). В ряде случаев моления совершались также в лесу: старики и старухи иконы брали, со священником молиться шли в поле или чашшу, стол ставили со скамейками и икону Богородицы (Т.К. Жукова, 1912 г.р., чалд., Коурак); а кроме того у колодца: “с батюшкой к крынице шли” (А.И. Свиридова, 1908 г.р., правосл., Чемское); возле озера и даже в поскотине: “стол с иконой в поскотину, в поле или у озера ставили; батюшка молебен служил” (А.М. Плоскова, 1911 г.р., сиб., Петелино).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *