Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Зафиксированные в Новосибирской и Тюменской областях способы борьбы с засухой относятся к первым десятилетиям нашего века и являются поздним вариантом бытования традиции с достаточно размытым составом исполнителей: наряду со старухами и женщинами пожилого возраста участие в обряде принимали старики, а также ребятишки и девушки. Сравнение полевого материала с ранее опубликованными источниками позволяет выдвинуть предположение о том, что наиболее архаичный слой в обрядах вызывания дождя связан с последовательным исключением из числа участников женщин, находящихся в детородном возрасте. Взаимодействие с хтоническими (сакральными) силами предполагало, с точки зрения носителей традиционного мышления, соблюдение принципа ритуальной чистоты (“неоскверненности”), которому изначально соответствовали такие возрастные группы женщин, как старухи и юные девушки или девочки((Указанный принцип является, видимо, универсалией, свойственной на определенной стадии всем народам мира. На материалах угорского общества об этом писали Е.Д.Прокофьева, И.Н.Гемуев и другие авторы. См., в частности: Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. – Новосибирск, 1992. – С. 13-15 и др.)). В более поздних условиях данный принцип был дополнен социальными признаками, что позволило включать в число участников обряда вдов, солдаток и других категорий женщин.

© 1997 г. Институт археологии и этнографии СО РАН,
Новосибирск


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *