Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Систематическая работа по изучению духовной культуры Полесья, проводившаяся в последние десятилетия, позволила выявить компактный ареал бытования обряда пахания реки” в бассейне Днепра и нижнего течения Припяти((См.: Толстая С. М. Пахание реки, дороги.)). С.М.Толстая отметила, что пол и возраст исполнителей обряда являются одним из наиболее значимых его признаков, а требование ритуальной чистоты, которое диктует выбор в качестве исполнителей старых женшин (предпочтительно вдов) и юных девушек и девочек, необходимо для успеха магического ритуала((Там же. – С. 20.)). А.К.Байбурин развил это положение, высказав мысль о том, что участие в ритуале (изгнания “коровьей смерти”) “девушек, в невинности которых не было сомнения, и старух” обеспечивало не только достижение требования чистоты участников ритуала, но и моделирование двух фаз, двух состояний своего мира (старого и нового), что выражало идею “обновления” “состарившегося мира” с помощью ритуала((Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. – С. 123, 148.)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *