Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Из других мест совершения молений о дожде без участия служителей церкви информаторы называют родники, поле, пашню, лес и село (сс. Коурак, Плавново, Новоселово, Лебедево, Чемское, Мошково). Иногда участники обряда совершали дополнительные магические действия: когда cтарухи о дожде молились, они березки топором рубили, в поле ставили, иконы на них вешали и в каждом углу поля четыре узелка на пшенице завязывали (М.М.Татарникова, 1909 г.р., правосл., Киряково).

Нередко хождение с иконами принимало форму кругового обхода селения с замыканием магического круга: “батюшка с иконой Богородицы по селу ходил, в каждый дом заходил, потом все на поле с ним шли” (В.П.Плоскова, 1916 г.р., сиб. Петелино); “иконы из часовни вынимали, на носилки ставили, вкруг деревни носили и крещенской водой все кругом кропили” (Л.М.Пульникова, 1914 г.р., чалд., Плавново; Кошеутова Н.Д., 1914 г.р., чалд., Ташара). В этом случае ритуальные действия приближались по форме к обряду опахивания селений.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *