Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Западной Сибири

Действия, направленные на вызывание дождя, относятся к обрядам окказионального типа, поскольку совершались по необходимости, в случае засухи (“в сушь”, “когда дожжа не было”), и не имели постоянного темпорального закрепления. Полевые материалы, собранные в Болотнинском (сс. Зудово, Киряково), Тогучинском (сс. Чемское, Лебедево, Коурак, Старо-Гутово, Доронино, Дергоусово) и Мошковском (сс. Мошково, Дубровино, Ташара) районах Новосибирской области (1989, 1995 гг.), в Курьинском (с. Ивановка) районе Алтайского края (1988 г.), а также в Ярковском (сс. Иевлево, Плавново, Новоселово) и Ялуторовском (с. Петелино) районах Тюменской области (1990 г.), показывают, что среди способов борьбы с засухой, распространенных у русских крестьян в первые десятилетия ХХ в., преобладали христианизированные формы с участием священника, служением молебнов и организацией крестных ходов. В них же зафиксированы отдельные сведения о стремлении придать окказиональным обрядам вызывания дождя регулярный, превентивно-календарный характер путем закрепления их за определенными датами народного календаря: “на Ивана Купалу (24 июня ст. ст.) с иконами ходили Богу молиться, чтобы засухи не было (Л.И.Гущина, 1914 г.р., правосл., Мошково), в тот же день с той же целью “друг друга из ведра обливали” (И.Т.Лашков, 1922 г.р., правосл., Ивановка); “в Богородицын день (день Казанской Божьей Матери, 8 июля ст. ст.) молебен в поле служили, чтоб дождь пошел” (А.А.Ганихина, 1910 г.р., сиб., Иевлево); “в Ильин день (20 июля ст. ст.), когда дождя не было, с батюшкой в часовню ходили молиться (Е.А.Трункина, 1922 г.р., правосл., Лебедево).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *