Прялка

У сербов Воеводины на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой Прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали Прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью Прялке, «чтобы богатее жить» (рус.).

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с Прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей (з.-болг., макед.). По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница, Доля, Пятница и др.) прядет тогда, когда Прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя Прялку на ночь, произносили оберег: Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит, а веретено убирали (Рус. Север). Сама Прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или ее заместитель (ср., например, кашуб, мора 'нечистый дух' и 'самопрялка'). Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то Прялка придет за ними в церковь при венчании (рус.), если оставить Прялку с куделью на ночь или на праздники, то Прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом (полес.). Верили, что, если ночью привидится кикимора с Прялкой на лавке, быть в той избе покойнику (рус. вологод.), если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свекор со свекровью, а если ударить Прялкой ребенка, то он заболеет (болг.)


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *